загрузка...

Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

План практического занятия
1.  Ренессансное наследие и новаторство Лопе де Веги.
2.  Художественная картина мира в пьесах драматурга.
3.  Основные черты творчества Лопе де Веги.
4.  Цветовая палитра в художественной картине мира драматурга.
5.  Новые веяния времени и пьеса Лопе де Веги. 

Задания для СРС
1. Прочитайте монолог Лауренсьи, какие черты ренессансного реализма в нем проявляются:

Клянусь создателем, что мне 
Куда милей, моя Паскуала, 
Проснувшись рано, ломтик сала 
Себе поджарить на огне,
Мне чтобы вкусней был кренделек,
Который я из печки выну.
И отхлебнуть, в ущерб кувшину,
Тайком от матери глоток;
Куда милей в полдневный час
Смотреть как мясо и капуста
С приятным звуком пенясь густо.
Заводят свой веселый пляс;
Иль, если голод слишком рьян
И от работы ломит сипну,
Сосватать жирную свинину
И полновесный баклажан;
А вечером, когда прохлада.
Готовя к ужину еду,
Гроздь пощипать в моем саду, – 
Господь храни его от града!
Куда милее на ночь съесть
Салат на постном масле с перцем
И лечь в постель с покойным сердцем...

2. Вчитайтесь в слова героя (Эстебан «Фуэнте Овехуна»), какими человеческими чертами наделяет автор своих героев? 

Достатки наши худы.
Сокровищ на повозках этих нет, 
Скорее – добрых пожеланий груды,
Да ветви для красы. Однако ж 
Две-три корзины глиняной посуды. 
Вот гуси, целый полк, и каждый взвод 
Высовывает шеи из палаток. 
Чтобы воспеть ваш доблестный поход. 
А вот свиных соленых туш десяток. 
С их потрохами; дух от этих шкур 
Приятней, чем от амбровых перчаток. 
А вот две сотни каплунов и кур; 
Все овдовели петухи в округе. 
И каждый ходит скучен и понур. 
Здесь нет коней, нет дорогой кольчуги.
Нет златотканых сбруй, но верьте мне 
– Дороже злата преданные слуги. 
А все же с ним сравнится по цене 
Вот эта дюжина мехов; с врагами 
В любой мороз вы справитесь вполне. 
Согрев дружину этими мехами; 
Они в бою полезней всяких лат. 
У вас бойцы полезут в драку сами. 
Сыры и прочий кой-какой приклад 
Идут в придачу с нашею любовью. 
И да послужат, утешая взгляд,
И вам и вашим к доброму здоровью.

3. Почему Лопе де Вега в своем творческом направлении приоритет отдавал жанру комедии?

Зеркалом жизни назвать почему комедию мы можем? 
Что она юноше дать в силах и что старику?
Что в ней помимо острот, цветов красноречья и разных
Нас поражающих слов. Можно и должно искать?
Как посредине забав настигает беда человека,
С легкою шуткой как переплетается мысль?
Сколько предательской лжи мы нередко у слуг наблюдаем,
Сколько лукавства таит женщина в сердце подчас,
Как смехотворен и глуп и несчастлив бывает влюбленный,
Как соблюдают черед в жизни прилив и отлив, 
– Про это все, о правилах забыв, 
Внимай в комедии: тебе она 
Покажет все, чем наша жизнь полна.

4. Прочтите строки из пьесы «Фуэнте Овехуна», какой смысл авторского понимания заключается в словах о чести человека?

Помыслите о том, что честь
Велит вам в наступившей распре – 
свидетельство феодальных войн 
Примкнуть к сородичам своим
Мы вам оказываем честь. 
В ком чести нет, тот оказать ее не может», 
«Мы жить хотим, как до сих пор, 
Чтя вашу честь и нашу честь. 
В Фуэнте Овехуна много живет достойнейших людей», 
Рехидор «Вы недостойно говорите, 
Вы чести нас лишить хотите, 

И слушать это нам позор».




загрузка...
загрузка...