Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.3. Драмы чести
Драмы  чести  Кальдерона  вызывали  различные  толкования  и споры.  Понятие  чести  у  Кальдерона  исходит  от  сословнодворянских представлений. У драматурга свой подход к разработке данной  теме  испанской  драмы (эту  тему  развивали  Сервантес  в  «Дон Кихоте», Лопе де Вега). У предшественников Кальдерона понятие чести соотносилось с духовным содержанием человека, всего народа и поэтому носило характер здорового нравственного начала, независящего от сословной принадлежности.
Время  Кальдерона – время  сложное  в  социально-философском плане.  Время диктовало человеку суровые требования, не оставляя ему право выбора. Оттого в драмах чести Кальдерон больше соотносим с Шекспиром.  Испанский драматург прослеживает шекспировские  темы,  соотнося  художественные  задачи  с  современными государственно-нравственными проблемами времени.  Многие  произведения  Кальдерона,  как «Ревность  ужаснейшее чудовище  в  мире», «За  тайное  оскорбление – тайное  мщение», «Врач своей чести» (наиболее значительная в художественном плане), не случайно оказываются зеркалом жизни – жизни в барочном понимании  сверхнапряженной  из-за  ожидания  грядущих  бед,  полной  духовного  насилия  над  человеческой  личностью.  Человек  поставлен в такие социально-нравственные условия, что не имеет возможности проявить даже свою волю против сложившихся обстоятельств.  У  личности  остается  как  спасительная  защита  его  честь, как ложное ее понимание и как единственное, что еще не отнято у человека, беззащитного перед лицом безнравственности и зла.  В «Ревности...» действует герой, историческое лицо – царь Ирод Старший (известен по библейской притче об избиении младенцев). Но здесь герой дан не как историческое лицо. У Кальдерона история  прослеживается  только  тематически,  без  отсылки  к  реальным фактам. Так, царь Ирод у Кальдерона в ужасе от собственных злодеяний  и  неотвратимого  наказания  бросается  в  море  за 30 лет  до того, как в реальной действительности отдает приказ об избиении младенцев. В драме герой ослеплен безумной страстью в своей красавице  жене  Мариамне,  которая  ищет  защиты  у  Октавиана,  тоже ведомого  страстью  к  ней.  Проклиная  царицу  и  Октавиана,  Ирод убивает героиню. Художественный упор Кальдерона сделан не на историческую  основу,  а  на  нравственную,  что  гораздо  сложнее представляет личность царя Ирода как человека. 
В драме «Врач своей чести» герой дон Гутиерре в неистовстве поражает  свою супругу.  Однако это не просто драма семьи, здесь прослеживается линия государственного устройства. В сюжете замешан брат короля. Более того, как во всех драмах чести, в сюжете наблюдается ассоциативная ссылка на библейские притчи с поправкой на барочное мировосприятие. 
В «Ревности» за художественным горизонтом предвидится библейская легенда об избиении младенцев, во «Враче» – предательство  Каина.  Однако  прямой  отсылки  к  притчам  у  Кальдерона  все-таки нет. Только упоминание на библейский мотив, поэтому данные произведения можно назвать драмами «без бога».
Драмы  чести  Кальдерона  призваны  обнаружить  трагический разрыв нравственных устоев с жизненной основой. У Кальдерона в отличие от  его предшественников  любовь  не  спасает человека, не приходит на помощь в острые моменты жизни (как это у Сервантеса, Лопе де Веги). У Кальдерона любовь изображается как безумие человека,  это  слепая  страсть,  наполненная  разрушительной  силой. Это любовь не как свет, спасительный солнечный, дарующий тепло и  огонь  жизни,  а  как  мрак,  метафорично  открывающая  дверь  в бездну  небытия.  В  этом,  конечно,  проявляется  барочное  мировосприятие  Кальдерона:  сгущенность  ужаса  и  мрака,  жестокость  кодекса чести и человеческая смятенность.
На  первом  месте  в «драмах  чести»  решается  судьба  молодой женщины: ее выдали замуж за нелюбимого человека, но она, верная жена, воспитана в духе «кодекса чести» и ничем не пятнает честь своего супруга, несмотря на встречу с любимым. Она чиста перед небом – это нравственная высота героинь Кальдерона.
Семейная  драма  в  произведениях  драматурга  связана  прежде всего с драмой социально-политической. Герои Кальдерона – короли  или  высокие  сановники,  ведомые  ослепляющей  страстью,  совершают преступления против своего государства. Поэтому драма чести у Кальдерона – это драма нравственного плана. Герою приходится расстаться с жизнью ради сохранения чести, или наоборот он совершает преступление, отстаивая ложное понятие чести.
Барочное проявление в том, что «драмы чести» раскрываются в трагической  закономерности  случайных  происшествий,  которые чрезвычайно  усложняют  человеческую  жизнь  различными  неразрешимыми обстоятельствами.





загрузка...