загрузка...

Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.4. Морально-философские, религиозные драмы
К морально-философским, религиозным драмам относятся произведения  Кальдерона,  в  которых  решается  наиболее  актуальные вопросы  о  смысле  существования  человека,  его  целенаправленности. Наиболее значительными из данных драм по степени художественного  выражения  являются «Стойкий  принц»  и «Жизнь  есть сон».
Драмы можно назвать как религиозно-философскими, так и морально-философскими.  Прежде  всего  указанные  драмы  являются плодом  барочного  мировосприятия.  Так  как  действие  основано  на барочном двуединстве (это восприятие мира, понимание личности человека,  его  внутренняя  противоречивость).  Более  того,  в  драме дана характеристика времени барокко. Изречение Паскаля не случайно содержит строки: «Ибо что такое человек во вселенной? Небытие в сравнении с бесконечностью, все сущее в сравнении с небытием, среднее между всем и ничем. Он не в силах даже приблизиться к пониманию этих крайностей – конца мироздания и его начала, неприступных, скрытых от людского взора непроницаемой тайной, и равно не может постичь небытие, из которого  возник,  и  бесконечность,  в  которой  растворяется.  Он улавливает лишь видимость явлений, ибо не способен понять ни их начало, ни конец. Все возникает из небытия и уносится в бесконечность».  В  данных  строках  перед  нами  проступает  характеристика человека начала 17-го столетия.
Драма «Стойкий принц» в точности передает то ощущение беспомощности,  двойственности,  что  овладевало  человеком  в  начале нового времени. Сюжет драмы, на первый взгляд, прост: португальцы во главе с доном Фернандо высадились на берегах Феса, разбили передовой отряд фесского царя, взяли в плен начальника вражеского войска – Мулея. Затем Фернандо его отпускает, так как тот оказывается  безответно  влюбленным (признается  в  любви  к  инфанте Феникс). Фернандо сам томим любовью, поэтому понимает противника и отпускает Мулея. Затем события резко симметричны: в плену оказывается сам герой как заложник христианского мира, своего короля.  Свою  судьбу  Фернандо  решает  сам,  хотя  посланец  короля  дон Энрике  возвращается  за  героем.  Однако  герой  отказывается  вернуться, т.к. иначе погибнет христианский город Сеута, который будет отдан магометанскому царю взамен его жизни. В этом случае Фернандо выбирает неволю и смерть в чужой стране.
В  драме  наблюдаются  несколько  художественных  линий,  изображая  которые  Кальдерон  далеко  перешагнул  свое  время: 1) это широкое понимание, осознание религии, которая больше, чем просто  вера,  это  смысл  жизни,  образ  жизни  и  формула  жизни; 2) это характерная для исторического времени религиозное чувство, усиленное в драме лирическим планом – муками подавляемой любви к жизни; 3) перед нами стойкость человека избранной вере и выбранной судьбе. 





загрузка...
загрузка...