Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.6. Сложность барочного образа
Барокко представляет очень сложный образ, данный обязательно в его художественном нагромождении. В этом плане образ страдает сложностью в сочетании полярных черт, перегруженности различных  элементов,  одновременно  в  аллегричности  и  антитетичности. Перед взором читателя проступают черты не одного образа, а сразу несколько.  На  примере  обыкновенны  цветов,  которые  с  утренним лучом расцветают, а к ночи умирают, драматург раскрывает перед читателем философию жизни.  Казалось бы, перед нашим взором на примере роз раскрывается обычная картина природы: происходит смена дня и ночи, сначала цветение,  а  затем  закономерное  увядание  растительной  стороны природы. Барочное мировоззрение в одном и том же образе выдает совершенно  необычное  представление.  Розы  изображают  собой символ жизни, символ человеческой жизни: «в одной и той же чаше / И колыбель и гроб».  Для природы это естественный процесс, он длится веками, столетиями, а для отдельной человеческой личности это же время расцвета  и  угасания  оборачивается  секундой,  мгновением  в  данной бесконечной  цепи.  Отсюда  образ  человека,  образ  человеческой жизни не случайно ассоциируется с образом прекрасной розы, заведомо обреченной на раннюю гибель.
С точки зрения человека барочного мировосприятия, необходимо примириться с этим, примирить  разум  и  чувства  в  осознании  кратковечности  человеческой жизни. Отсюда рождаются подобные строки у поэта: «И тускло все. Вот лик судьбы людской». Поэтическая мысль вскрывает барочную философию:  человек,  не  успев  родиться  на  свет,  расцвести,  мгновенно угасает. Таким образом, перед нами настоящее нагромождение художественного образа, что отличает искусство барокко.





загрузка...