Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 3. Педро Кальдерон и барокко

3.10. Художественная сложность драмы «Жизнь есть сон»
По  сравнению  с  пьесой «Стойкий  принц»  данная  драма  может показаться  чрезвычайно  пессимистичной,  не  открывающей  спасительный выход человеку из запутанности и противоречивости жизни даже через веру. Читателю представляется драма человека переходного периода, когда зарождаются истоки нового мира. Оттого в этой  пьесе  больше  двойственности  в  отображении  человеческой природы, порождение сомнений и противоречий в мыслях,  поступках  человека, в котором сочетается покорность  судьбе  и одновременно противоборство с ней. 
Сюжет не столь сложен, как строго симметричен: король Полонии  Басилио,  исходя  из  астрологических  предсказаний,  заточает своего рожденного сына в каменную крепость, дабы избежать кровопролития и злодейства с его стороны в будущем. Однако спустя годы, укоряя себя, жалея сына, приказывает усыпить его, переодеть и водворить во дворец.  Но дальнейшие события представляют страшное действие, или предсказание сбывается. Сехисмундо, сын короля, впадает в неистовство от того, что столько времени он пробыл в каменном плену по вине приказания отца, боящегося несуществующего предсказания. В гневе герой совершает убийство одного из слуг, собирается совершить другие преступления. Басилио, осознавший, что  небеса вершат свое предсказание, вновь заточает сына в темницу. Сехисмундо освобождают из темницы восставшие солдаты. Басилио решил женить Астольфо, прибывшего из Московии на своей дочери и отдать ему правление государством. Войско восстает против такого решения короля и вызволяет Сехисмундо из темницы. Сехисмундо уже спокойно ведет всех в бой, но не мстит, а совершает справедливость, отдавая королевские знаки отцу, признавая его власть.
В  данной  драме  больше  горизонтальной  направленности  в  разрешении  проблем.  Они  обозначены  на  подсюжетных  линиях  как Росаура и Сехисмундо, Росаура и Астольфо, Астольфо и Эстрелья. Это  клубок  социально-политических,  личностно-ценностных  противоречий, который оборачивается для каждого из героев противоречивым  трагическим  узлом,  решит  который  только  Сехизмундо, отказавшийся от своей мести отцу. 
На первом месте в пьесе находится определение целостности человека, сущности его природы, что в первую очередь отображается на примере отца Сехисмундо Басилио. Герой вобрал в себя именно барочные  черты  двойственности,  противоречивости  человеческой личности.  Кальдерон  изображает  в  данном  герое  дуалистическую направленность  человеческой  природы.  Автор  сочетает  в  образе своего героя современные познания о мире и  средневековые представления о мире и судьбе человека.  Пред нами, с одной стороны, предстает образ, несомненно, человека Нового времени, вооруженного современными научными достижениями. Это человек, видящий мир в его бесконечности, космической  безграничности  пространственно-временного  направления.
Строки пьесы о герое: «Математические знанья, окружности из снега,  И  те  хрустальные  покровы,  миры  из  бриллиантов,  Все  те  хрустальные  пространства,  Где  блещут  стройные  созвездья,  Кочуют полчища планет...», – прямо отсылают к открытиям Коперника, Галилея, Кеплера. 
С другой стороны, это образ человека еще не изжившего сверхъестественное представление о мире, не знающего объяснения космическим  преображениям,  принимающего  обычное  космическое явление – затмение солнца – за грядущие трагические знамения. В герое  концентрируется  образ  человека  начала  Нового  времени: «хрупкий и слабый», «мыслящий тростник» – человек Паскаля, раздавленный  открывающимся  взору  бесконечным  пространством космоса, что порождает дуалистичность и двойственность в сознании личности. Чтобы преодолеть данную дуалистичность в человеческой природе Кальдерону мало помощи в вере, она уже не спасает как в «Стойком принце». Не случайно символом человеческого  образа и жизни в данной драме выступает не вертикальная направленность,  а  горизонтальная,  которая  только  намечена  в «Стойком принце», во многих художественных пунктах, словах героя. Например, в таком, где дон Фернандо говорит: «Взывает день ко дню другому, И вновь зовет его другой, Соединяя в звенья цепи, Со скорбью скорбь, тоску с тоской». 
Здесь необходимо обратить внимание на «звенья» и «цепи», которые являются образным метафорическим представлением барокко о человеческой жизни. Все предрешено в судьбе человека – это отдельные «звенья», все последовательно в жизни – это «цепь» и, главное, отдельная личность не в силах отказаться от данной свыше судьбы. 
В «Стойком принце» данное философское утверждение заявлено и выдерживается на судьбе дона Фернандо через его религиозную стойкость, тогда как в драме «Жизнь есть сон» все противоречивые «звенья» одной цепи взаимосвязаны и нерасторжимы. 





загрузка...