Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 4. Пьер Корнель и классицизм

4.1. Исторические и философские предпосылки классицизма
Развитие французской литературы начала 17-го столетия неразрывно  связано  с  происходящими  событиями  Франции  и  Европы данного времени. Тому способствовали следующие этапы: 1) на зарождение  литературы,  ее  новой  идеологии  влияла  историкополитическая  ситуация. 
Во-первых,  это  разрушение  феодальных порядков и усиление роли буржуа, укрепление абсолютизма (роль кардиналов  Ришелье,  Мазарини,  усилия  Людовика XIV). Вовторых, шло утверждение классицизма (зарождение национальной литературы,  ее  теоретическое  определение  трудами  Ф.Малербу, Н.Буало,  П.Корнеля,  Ж.Расина,  Мольера).  Необходимо  помнить, что теоретическое определение в данный период опережает практическое  развитие  литературы.  В-третьих,  необходимо  учитывать особенности  французской  литературы,  берущие  начало  из  непосредственной связи с философскими течениями времени, в первую очередь это философские труды Рене Декарта.
Философия  Декарта  представляет  собой  новый,  цельный  и  рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному  состоянию  естествознания,  но  и  полностью  определяющий  направление  его  развития.  Философ  исходит  из  требования,  что  мысль  должна  начинать  с  себя (cogito ergo sum). Декарт выдвигает принцип сомнения как определяющее значение в познании мира.  Сомнение Декарта – это не скепсис и не цель, а средство познания мира. Вся предшествующая философская основа, сложившаяся авторитетом  церкви,  была  отвергнута  ученым.  Декарт  соединяет научное и духовное познание. Это природа дуализма с позиции философа, основы которого в соединении высокого духовного начала человека с его с физическим планом – внутренней сущностью, собственно материей индивида. 
Отсюда  направленность  французского  классицизма:  отражение внутренней  борьбы  в  самом  человеке,  когда  личность  раздвоена между разумом и страстью. Поэтому в этом отношении предметом изображения в литературе должно было становиться только нечто объективное, всеобщее, то, что касалось всех, а не отдельной личности.
Одновременно с рационализмом во Франции получает свое распространение философия Пьера Гассенди. В отличие от рационалистической философии Декарта данное направление развивало материалистические  аспекты  философского  освоения  мира,  но  в  иной форме, нежели вековая традиция материалистов. В своих выступлениях Гассенди критиковал философию Декарта (это труды «Метафизическое  исследование  против  Декарта», «Метафизическое  исследование, или Сомнения и возражения против метафизики Декарта»). 
Взгляды Гассенди во многом связаны с духовным наследием Ренессанса. Гассенди выступает против церковного аскетизма, схоластики,  подавления  чувственной  природы  человека.  Опираясь  на труды античных философов (прежде всего исходя из учения Эпикура), Гассенди оспаривает у Декарта вопрос о преобладании разума над  естественными  человеческими  потребностями  и  свойствами человеческой  души  вообще.  В  сущности,  взгляды  Гассенди  склоняются к философии сенсуализма.
Таким  образом,  поэтика  классицизма  подчинялась  философии Нового времени; строго нормативной, иерархичной прежде всего в родо-жанровом отношении, художественной образности, стилистическо-языковой  картине  и  т.п.,  исходя  из  основ  разума.  Поэтому античность (основанная,  с  точки  зрения  классицистов,  именно  на разумном начале), ее вечные образы, темы, мотивы являлись главными ориентирами для искусства, литературы Нового времени.





загрузка...