Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 4. Пьер Корнель и классицизм

4.6. Драма Корнеля «Сид»
1636 год для Корнеля знаменовался выходом в свет трагикомедия «Сид». В основе трагедии Корнеля находится пьеса испанского драматурга  Гильена  де  Кастро «Юность  Сида».  Это  было  первым отступлением  Корнеля  от  традиций  античности.  Второе  отступление проявляется в изменении александрийского стиха (12-сложный стих  с  парными  рифмами  и  цезурой  после 6 слога)  чередованием разностопных строк с изменением рифмы. Следующее отступление Корнеля  от  классицистических  норм  кроется  в  истоках  главного героя.  Героем  пьесы  драматург  взял  историческое  лицо,  знаменитого испанского  рыцаря XI в.  Руя (Родриго)  Диаса.  Пьеса  вызвала  необычайную волну литературных и политических откликов. В решение постановки пьесы на сцене вмешались Французская академия, сам кардинал Ришелье, боровшийся и с испанской партией во главе с королевой Анной Австрийской. В этот период Франция вела долгую 30-летнюю  войну  с  Испанией,  практически  находилась  на уровне полнейшего разгрома. Кроме того, идеализация рыцарской чести, дуэль не принималась в политическом смысле. Во Франции дуэли были запрещены. Заявленная Корнелем тема чести стала едва ли не оппозиционной. 
Однако драматург создал совершенно оригинальное произведение,  приблизив  проблематику  пьесы  к  проблемам  современности. Драматург перенес центр художественной тяжести на изображение внутренней  душевной  жизни  героев,  придав  их  столкновению  характер большого принципиального проблемного конфликта.  Пьеса Корнеля рассказывала о трагическом положении, в которое был поставлен молодой Родриго в результате ссоры своего отца дона Диего с влиятельным испанским феодалом графом Гормасом, отцом невесты Сида, Химены. Ссора героев произошла из-за спора о  феодальных  почестях  и  закончилась  пощечиной  графа  Гормаса отцу Родриго. 
Суть  ссоры  раскрывается  в  том,  что  король  вверил  воспитание принца, своего сына, отцу Родриго, а не отцу Химены, графу, как более  достойному  лицу.  Здесь  обнаруживается  причина,  которая подвигнула Корнеля обосновать художественный конфликт. В лице Отца Родриго, дона Дьего драматург олицетворяет образ истинного гражданина  королевского  государства,  настоящего  слуги  короля. Тогда как отец Химены дон Гомес, граф Гормас – это образ феодала, не желающего подчиняться королевской власти, что художественно верно обозначает драматург в диалоге героев:

Граф
Итак. Вы взяли верх, и с нынешнего дня 
Вас облекает сан, который ждал меня: 
Вам как наставнику король вверяет сына.

Дон Дьего
Почтившее мой дом вниманье властелина
Показывает всем, что он сумел и тут
По справедливости воздать за прошлый труд.

Граф
Как ни возвышен трон, но люди все подобны:
Судить ошибочно и короли способны;
И этим выбором доказано вполне,
Что настоящий труд у них в плохой цене.

Дон Дьего
Не будемте вступать в досадный спор друг с другом:
Я мог быть случаю обязан, не заслугам,
Но есть священный долг, – я его блюду, –
Веленья короля не подвергать суду...

Граф в пылу зависти, мести дает пощечину дону Дьего. Тот воспринимает это как оскорбление чести. Таким образом, намечается природа конфликта – через темы чести и долга, любви и ненависти. Сын должен отомстить за честь отца, вызвав на дуэль графа, отца Химены. Та в свою очередь также должна мстить возлюбленному за смерть отца. 
Идейная проблематика пьесы заключается в противопоставлении нового осмысления понятий чести, долга к уходящему в средневековье  феодально-рыцарскому  осознанию  данных  понятий, исходящих из законов родовой, сословной жизни.  





загрузка...