Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 4. Пьер Корнель и классицизм

4.7. Приемы антитезы, контраста в трагедии
Корнель строит пьесу на основе приемов антитезы, симметрии. Приемы  призваны  отражать  рационалистическое  видение  мира.  В пьесе  данные  приемы  выражают  внутреннюю  противоречивость героев,  выявляют  психологическую  основу  художественного  образа.
Психологическая  основа  разрушает  строгость  рацио,  обнажая душу человека в лирических тонах и необычайном эмоциональном подъеме. Психологизм вырастает из преодоления человеком собственных страстей, личностных интересов. В монологе героя видно, как трудно, тяжело дается ему решение мстить за поруганную честь отца. Отсюда понимание двойственности человеческой души у Корнеля  несколько  другое,  чем  у  Кальдерона.  У  Кальдерона  человек страдает  из-за  необузданности  собственных  природно-стихийных основ души. У французского драматурга страдания человека удвоены: человек понимает, из-за чего он страдает, знает, откуда исходит причина  его  страданий,  и  разумом  пытается  разрешить  стоящую перед ним сложную проблему, которая неминуемо ведет героя к его борьбе с самим с собой. 
Отличительный признак драмы Корнеля кроется в том, что разум человека  противостоит  разумному  же  началу.  Проблема  человека исходит из данной позиции: герой осознает свою позицию, положение, но во имя разума как во имя порядка (вспомнить слова Гамлета: «Дальше  тишина»)  должен  поступаться  собственным  сердцем, чувствами. Поэтому мучения героев Корнеля удвоены, усложнены самим же человеком, а не кем-то, какими-то обстоятельствами извне  как  у  Кальдерона.  Приемы  антитезы  и  контраста  позволяют Корнелю достаточно полно раскрыть художественные образы.  





загрузка...
загрузка...