Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 4. Пьер Корнель и классицизм

4.8. Сложность композиции трагедии «Сид»
Композиция драмы  Корнеля  осложнена  второй  сюжетной линией – любовью  инфанты  к  Родриго.  В  образе  героини  также  Корнель раскрывает противоречивость внутреннего мира человека, борьбу разума с чувствами. В различных сценах героиня предстает в мучительной борьбе сама с собой. Особенно в разговоре инфанты с воспитательницей Леонор, когда в словах героини звучит неприкрытая горечь от осознания своей социальной зависимости. Героиня, дочь короля, и поэтому не имеет права полюбить обыкновенного, пусть и самого достойного рыцаря.   Наполненные  горечью  слова  героини  позволяют  увидеть  мучения  человека  и  обозначить  сюжетную  проблематику  трагедии.
Внутренние терзания героев представлены в духе времени классицизма: разум властвует над чувствами, долг над страстью.  Герой Корнеля – герой классицизма должен обуздать страстные порывы  души,  обязан  сделать  сознательно  это  усилиями  разума. Оттого такому человеку вдвойне тяжело в нравственном плане. Не признать нормы, законы нравственности, законы общественные герой не может и не имеет права, но он не может не слушать и свое сердце, ведь он прежде всего человек, а не бесчувственное материальное  тело. В  этом  завязка  трагического  действия  Корнеля. Примером могут служить монологи героев. Так, к примеру, трагическое положение звучит в словах Химены: 

Мы наконец одни, и я могу свободно 
Явить перед тобой. 
Как стражду безысходно, 
Могу печальный вздох не подавлять в тиши. 
Могу тебе раскрыть всю скорбь моей души. 
Да. Мой отец убит; 
Родриго дерзновенный 
Омыл свой первый меч в его крови священной. 
Пролейтесь токи, слез над злейшей их кончин! 
Увы! Моей души одна из половин 
Другою сражена. 
И страшен долг, велевший. 
Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.
----------------------------------------------------
Ты говоришь – люблю; боготворю, Эльвира:
Страсть борется во мне с законною враждой;
Все также дорог мне мой недруг молодой... 
Но грозная борьба, и жгучая и злая. 
Терзает сердце мне. Души не разделяя...

Строки «Страсть борется во мне с законною враждой» вскрывают глубину драматической позиции героя классицизма. Под словами «законная вражда» заключается сложность двойственного положения героя. С одной стороны, герой  обязан подчиниться общественным нравственным законам; с другой – он же противостоит им. Неразрешимость  конфликта  между  общественным  и  личностным порождает внутреннюю двойственность, противоречивость в душе героя. 





загрузка...
загрузка...