загрузка...

Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 5. Жан Расин и Новое время

5.2. Трагедия «Андромаха»
Среди творческих удач Расина необходимо отметить пьесу «Андромаха» (1667). Трагедия была впервые представлена в покоях королевы  труппой  Бургундского  отеля 17 ноября 1667 г.  Трагедия имела огромный успех. Современники и позднейшая критика не без оснований  сравнивали  творческое  достижение  Расина  с  пьесой Корнеля «Сид»,  признавая  тем  самым  эпохальное  значение «Андромахи» в истории французского театра. 
Расин усвоил и переработал все известные драматургии художественные источники данной тематики. В пьесе французского драматурга  находим  отсылку  на  творчество  Гомера («Илиада»),  Сенеки («Троянки»), Вергилия («Энеида»), а также наблюдаются реминисценции из трагедий Еврипида «Андромаха», «Троянки», «Финикиянки», «Гекуба», «Орест», «Ифигения Таврическая». Однако в пьесах  Расина  находим  не  слепое  копирование  сюжетных  линий,  а иное разрешение трагического конфликта. Этим Расин также отличается от Корнеля.  
Драматурги разнятся постановкой проблемы личности. У Корнеля в пьесах всегда излагается история героя, история персонажа как победителя. Таков Сид, Август, Гораций. При этом Корнель представляет  историю  накануне  того  дня,  который  оценит  герояпобедителя. У Расина перед глазами зрителя раскрывается история героя уже не победителя, а скорее жертвы трагических обстоятельств. Величие героя, его победы у Расина вне художественного пространства трагедии. 
Такова  трагедия «Андромаха».  История  героини  в  пьесе – это история после истории. Нет величественной царевны не сраженного еще Илиона (Трои), нет прекрасной супруги Гектора. Есть история плененной  героини,  вдовы  Гектора,  величественного  защитника Трои.  В  трагедии  Расина  героиня  находится  в  плену  у  Пирра,  сына Ахилла. Здесь Андромаха не героиня в прямом смысле, как это было бы у Корнеля, а – жертва. 
В истории Андромахи Расин изображает не политический  конфликт личности, раздираемой между чувством долга и осознанием чести,  а  внутреннюю  смятенность  человека,  вырастающего  до уровня страстности, безудержности порывов души, не апеллирующего к доводам разума. 
Раскрывая историю Андромахи, Расин добавляет в драму новые теоретические  черты.  Новаторство  Расина  проявляется  в  построении  сюжета  через  изображение  любовных  перипетий  героев,  что отсылает к романной сложности. Это было что-то новое в теоретическом разрешении, наследие не классицистическое.  С другой стороны, черты классицизма проявляются уже  в  первых строках предисловия к трагедии «Андромаха», где Расин намеренно  обращается  к  герцогине  Орлеанской: «...всем  известно,  что ваше королевское высочество удостоила своим милостивым вниманием мои труды над этой трагедией; известно было также, что вы пожали  мне  несколько  весьма  тонких  советов, благодаря  которым она приобрела новые красоты; было известно, наконец, и то, что вы оказали  ей  высокую  честь,  обронив  слезу  при  первом  ее  чтении... вы, ваше высочество, оцениваете достоинства того или иного сочинения не только сердцем, но и утонченным умом, который не обманется никаким фальшивым блеском...». Обращение Расина к высокому  лицу  государства  продиктовано  идеологией  абсолютизма  и нормами классицизма. 





загрузка...
загрузка...