загрузка...

Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века

1.4. Формы барочной реализации: маринизм, культизм, гонгоризм, консептизм
Барокко принимало различные формы своей реализации: маринизм, культизм или гонгоризм, консептизм. Наиболее яркими течениями были культизм и консептизм.
Маринизм так же способствовал развитию барочного выражения в  видении  мира.  Утверждающийся  в  поэзии  итальянского  поэта Джамбаттисты Марино данный стиль барокко способствовал выработке  особых  изощренных  способов  и  средств  художественного выражения. Доминирующими  чертами  являлись  вычурность  поэтического стиха, пышная риторичность слова и слога в целом, формальность логического  построения  стиха,  неясность,  нечеткость  образного строя.  При  всех  художественных  изысках  маринизм  не  получил дальнейшего распространения в поэзии. Культизм связан с творчеством испанского поэта Луиса де Гонгоры -и-Арготе, поэта и священника конца XVI – нач. XVII в. Стихи поэта дошли до читателя после его смерти. Первый сборник Луиса де Гонгоры был назван как «Сочинения в стихах испанского Гомера». Имя древнего певца не было случайностью. Для Гонгоры имя Гомера являлось единицей измерения его творчества. Не случайно Гарсиа Лорка характеризовал поэзию Гонгоры словами: «В творчестве  Гонгоры  слышатся  голоса  римских  поэтов  Сенеки  и  Лукана. Сочиняя кастильские стихи при холодном свете римского светильника,  Гонгора  возвеличивает  подлинно  испанское  направление  в искусстве барокко. Он не прост, но доступен и ярок». 
Культизм, или гонгоризм – это особое течение в испанской поэзии, которое стремится к тому, чтобы противопоставить совершенство  низменному,  высокое  безобразному.  Это  поэзия,  требующая все новых художественных изысков. Гонгора считал, что поэзия – удел избранных и не только для поэтов, но и для читателей. С позиции Гонгоры поэзия ориентирована на тонкого читателя, подготовленного. Поэтому язык поэта сложен, сплошь усыпан метафорами, нанизанными друг на друга. Поэт стремился к изысканности поэтической речи, бессюжетности, изощренности ассоциаций. 
В  целом  культисты  облекали  в  сложные  формы  обыкновенные мысли и образы. Если вспомнить подобные течения в литературе, то в первую очередь можно привести петраркистов.  Петраркисты так же стремились к особому выражению мыслей, по-новому создавали образы, но их образы, метафоры понятны. Это образы одного рода, например, травы, цветы. Другое у гонгористов – в их поэзии разные вещи, понятия создают единый образ, например, цветы = хрусталь. Образ должен был быть как можно темным, то  есть  непонятным,  отсюда  сложным.  Поэтому  Луис  де  Гонгора соединяет  традиции  национальной  поэзии  с  научной  традицией,  создавая неологизмы. Стихи поэта оказываются обязательно загадкой.  Можно  определить  стихи  Гонгоры  как  интеллектуально  продуманную образную игру. Самые обыкновенные чувства в лирике Гонгоры обязательно облекаются в немыслимые образы, эпитеты, сравнения. Так любовь у Гонгоры – одновременно это чувство мести и чувство порабощения человека. Таков Купидон – крылатый божок, незрячий вождь, ветреный  военачальник,  и  верное  служение  ему  ничего  не  приносит солдатам,  кроме  ненужного  страдания.  Человек  в  стихах  Гонгоры обречен на сложную жизнь, полную страданий и превратностей. Он строит  из  неисполнимых  снов  башню  в  пустоте,  наподобие  Вавилонской, где все пребывает в страшной путанице, смеси добра и зла, закона и беззакония.  Вместе  с  тем  стихи  Гонгоры  красочны,  в  них  ощутима,  говоря его же строками, «марокканская работа: бляхи с чернью и финифтью, с филигранью золотою». 
Консептизм – это другое направление барокко, связано с интеллектуальной мыслью. По требованиям консептистов, мысль должна быть насыщена природой противоречий, игрой слов, каламбурами, фонетической  перекличкой,  изначально  изобиловать  сложностью мыслей и образов. Именно поэзия консептистов порождает понятие «трудный стиль». Например, изречение Ф. Кеведо: «Честь не в чести, но почести в почете» представляет странное отношение к миру, человеку. Чувствуется и неверие в человека, и подчеркивание изначальной природной слабости в нем, и в то же время стремление индивида преодолеть данную двойственность. 
Ф.  Кеведо  начинал  с  сатирических  произведений,  с  памфлетов «Генеалогия  оболтусов», «Указы», «Уложения»,  в  которых  критикует  пороки  человечества.  Кеведо – создатель  одного  из  первых плутовских романов «Истории жизни пройдохи по имени Паблос».  Роман  выражает  черты  барочного  мировосприятия:  мир – это средоточие насилия, зла, лжи, и человеку не следует ждать ничего хорошего  в  жизни.  Герой  романа  поступками  доказывает  истину барочного направления: человек – существо с ограниченными возможностями и жизнь его – страшный путь. Автор даже не упоминает о добродетельных качествах в человеке, их нет, так как мир, полный зла и насилия, может порождать только подобное себе. Оттого человек  не  должен  доверять  никому – ни  одному  человеку,  даже самому миру. «Человек человеку - волк» – таков девиз романа Кеведо. Пессимистическая  мысль  Кеведо  пронизывает  все  искусство барокко.
Представителей культизма и консептизма нередко причисляли к формалистам. Им отказывали в искусстве, художественности. Тем не менее, необходимо признать поэтические усилия данных художников слова. Так как и Гонгора, и Кеведо, и другие писатели данных течений по существу стремились найти то единственное, особое художественное слово, которое могло точно передать рождающуюся сложную мысль  в сознании  человека начала нового столетия.





загрузка...
загрузка...