Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 5. Жан Расин и Новое время

 5.3. Философская расстановка героев в трагедии «Андромаха»
Художественной расстановкой героев в трагедии Расин приблизился к философии янсенистов, хотя своей театральной деятельностью драматург вызвал недовольство своих сторонников по религиозному  направлению.  Резкому  осуждению  художник  подвергся  в памфлете «Письмо  о  духовидцах»  ярого  сторонника  янсенизма Пьера Николя, где все сочинители объявлялись отравителями душ человеческих. В ответ Расин так же публично резко выступил с открытым письмом и практически порвал с собратьями по религиозному кругу. Однако именно в «Андромахе» Расин как никогда близок к янсенизму.
Построение образной системы через зависимое положение героев друг от друга исходит из теории янсенизма о неразрывной взаимосвязанности живых существ в мире, невозможности людей разорвать данную цепь, в этом художественная находка Расина. 
Так  в  трагедии  составляется  романическая «цепочка»:  Орест – Гермиона – Пирр – Андромаха. Каждый любит другого, но лишняя в цепи Андромаха. Андромахе удалось спасти сына Гектора – Астианакса. Пирр требует любви от Андромахи ценою жизни ее сына. Тут же в городе находится Гермиона – невеста Пирра, но Пирр ее забывает. Раскрытие трагической цепи начинается с момента приезда Ореста, влюбленного в Гермиону. Он послан греками, героями троянской войны, за сыном Гектора. Первые трое героев одержимы страстями по отношению друг к другу. Они осознают силу пагубной страстности своим разумом, но не в силах совладать с собой. А самая  бесправная  героиня (Андромаха)  оказывается  именно  тем персонажем, который стоит над страстями и должна все разрешить, найти  согласно  философии  янсенистов  разумную «дорогу», «иной путь» к добродетели. 
Если трагический конфликт у Корнеля строится на приеме контрастности, антитезе, то у Расина драматический конфликт «линейный», «цепной», основанный на взаимозависимости каждого героя друг от друга, иначе причинно-следственная связь в жизни людей.
Герои зависимы друг от друга, и каждый из них создает характерные  данной  ситуации  трагические  обстоятельства. Таким  образом, Расин утверждает янсенистский закон жизни: человек несвободен  в  жизни  ни  от  окружающих,  ни  от  социума,  ни  от  обстоятельств,  наконец,  ни  от  самого  себя.  Единственное,  что  остается человеку в подобной неразрешимой трагической ситуации, это силой  проснувшегося  разума  преодолеть  собственную  природную стихийность. Не случайно Пирр говорит Андромахе: «Идите же к нему (к сыну). Обняв свое дитя, поймете вы, возможно, Что гневу доверять  судьбу – неосторожно.  Иного,  может  быть  поищите пути И постараетесь еще его спасти»
В трагедиях Корнеля любовь раскрывается по разумному выбору героя. Страсть, чувства, разум совпадают в любовных переживаниях  героев  Корнеля.  Достойный  человек  у  Корнеля  влюбляется  в достойного  человека.  У  Расина  все  наоборот.  Герои  проявляют  в чувствах слепую страсть. Каждый из героев  сжигаем внутренним испепеляющим  огнем.  Можно  сказать,  герои  несут  в  себе  ярость ослепительной страсти тому, в кого они влюблены, в то же время персонажи сами сжигаемы этой силой. О страсти и ярости говорят все герои. Таков, к примеру, Орест.

Орест
И я, коварную изменницу кляня, 
Решил забыть ее навек, бесповоротно.
Я в это верил сам тем более охотно,
Что, вспышку ревности за ненависть приняв
И осудив в ней все: лицо, осанку, нрав,
Почел, что страсть свою я отдал недостойной,
И отбыл в Грецию печальный, но спокойный <...>
Хоть сообщались мне нерадостные вести,
Я втайне ликовал. Восторг свой жажде мести
И ярости я сам приписывал сперва...
Но скоро понял я, что страсть во мне жива.
И стоило блеснуть хоть маленькой надежде,
Как пламя вспыхнуло еще сильней, чем прежде…





загрузка...