Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии  в Новом времени 

6.4. Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость»
В 1665 г.  создается  новая  комедия «Дон  Жуан,  или  Каменный гость». Мольер обращается к опыту Тирсо де Молины, создавшем произведение по легендам о доне Хуане, прекрасном, но коварном любовнике.  
Новаторство Мольера заключается в том, что драматург не рассматривает  религиозный  аспект  как  Тирсо  де  Молина.  Дон  Жуан Мольера – светский человек. В образе подобного героя Мольер изображает и изобличает природу зла через раскрываемые понятия совершенной безответственности, безнравственности, лицемерия. 
В создании внутреннего конфликта Мольер в большей степени, чем в пьесе «Тартюф», усложнил образа героя. Изменения Тартюфа были лишь условными. Тогда как в новой пьесе перед нами прежде всего развивающийся герой, движущийся герой.  Дон Жуан предстает сначала просто распутником, безнравственным человеком, в конце комедии перед нами появляется лицемер,  «не верящий ни в Бога, ни в черта, вообще ни во что». С каждым своим поступком герой в нравственном отношении падает все ниже и ниже: не признает никакие этические принципы, чувства, понятия порядочности, святости семейных уз, дружбы.  
Герой  Мольера  воплощает  в  себе  противоречивую  философию времени: с  одной стороны, это величественная  возможность человека  познать  беспредельность  мира,  дерзость  и  смелость  в  подобном  устремлении;  с  другой – ограниченность  и  узость  мысли,  настоящая  глупость,  неразумность,  леность  и  недальновидность  отдельной личности. 
Сложность создания образа в лице Дон Жуана проявилась в неоднозначности изображения внутренней природы героя. Дон Жуан не просто порочный соблазнитель  и негодяй, герой многообразен. Мольер подчеркивает в образе Дон Жуана трагическую опустошенность  человеческой  природы.  Крайний  индивидуализм  приводит героя  к  бессмысленности  жизни.  Все  человеческие  чувства – любовь прежде всего, милосердие, совесть, страдания, сопереживания – Дон Жуан отвергает, не понимает и не принимает такие проявления в людях.
Герой Мольера принимает за истину одну выгоду в удовлетворении  собственных  наслаждений.  Вступая  во  взаимоотношения  с представителями различных слоев общества – дворянами, буржуазией, крестьянами, слугами, всегда и везде Дон Жуан остается верен себе: перед нами прежде всего глубокий эгоист. Во всех действиях Дон Жуан обнажает свою истинную сущность. Он воплощение антигуманной силы. Поэтому смерть Дон Жуана является логическим разрешением конфликта в пьесе.  





загрузка...
загрузка...