Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 1. Характеристика европейской литературы XVII века

1.5. Литературный процесс: классицизм
Классицизм – от лат. классикус – образцовый. Главная черта европейского классицизма – это глубокое обращение к античному наследию.  Классицисты  ориентировались  в  художественном  творчестве на античное искусство, на труды Аристотеля и Горация. 
Отсюда  строгая  регламентация  литературных жанров  и  стилей, упорядоченность мысли, подкрепленная природой рационалистической философии. Как результат, принцип самоограничения в литературе  классицизма.  Данный  принцип  имел  две  стороны.  Первая сторона – самоограничение количественное. Это требование лаконичности поэтической формы: стремление к четкости изображения, точности в передаче психологических черт в природе человека, а не такого непонятного, нагнетаемого, как в барокко. 
Классицизм  придерживался  теоретического  принципа:  качественное самоограничение. Реализация принципа была в том, что обязательно отбрасывалось все случайное, второстепенное, единичное.
Происходил тщательный отбор единственно верного слова и точное построение фразы; это соблюдение трех единств: действия, времени,  места;  целостной  композиции  и  монолитной  характеристики героев;  соблюдение  особенностей  в  речевой  природе  героев (например, в трагедии – возвышенная поэтическая речь, определенный стихотворный размер). Подобная строгая иерархичность в искусстве классицизма была порождением всей общественной, государственной, культурной направленности данного времени. 
Классицизм прежде всего связан с утверждением просвещенного абсолютизма. Развиваясь на основах рационалистического мировоззрения, классицизм восстанавливал гуманистическую веру в гармоническую  природу,  требуя  полного  сочетания  личных  интересов человека с велениями разума и нравственного долга.  Творцы  классицизма  исходили  из  идеальных  представлений  о государстве,  поэтому  утверждали  идею  приоритетности  прежде всего  интересов  государства  над  интересами  отдельной  личности.
Только в служении государству классицисты видели первоочередный долг личности, тем самым подчеркивали нравственную ответственность человека перед обществом. 
Закономерно  литература  классицизма  породила  прежде  всего гражданские, героические, патриотические темы и мотивы и образ сильной  личности.  Культ  разума  требовал  от  художника  высокой устремленности,  возвышенной  страсти,  которая  должна  была  парить  над  повседневностью.  Поэтому  основу  произведений  классицизма составляет конфликт между личным и общественным, гражданским  долгом,  чувственным  и  разумным  началами.  Стремление героя  к  счастью  обязательно  соотносится  с  идеальными  эстетическими и гражданскими нормами. 
Правомерно  отмечал  характерные  черты  в  человеке  данного времени философ Блез Паскаль. Ученый определил формулу человека следующим размышлением: «Человек – мыслящий тростник». По  мнению  философа, «человек,  несомненно  сотворен  для  того, чтобы  думать:  в  этом  и  главное  его  достоинство,  и  главное  дело жизни,  а  главный  долг  в  том,  чтобы  думать  пристойно.  И  начать ему следует с размышлений о себе самом, о своем создателе и своем конце. Но о чем думают люди? Вовсе не об этом, а том, чтобы поплясать, побряцать на лютне, спеть песню, сочинить стихи, поиграть в кольцо и т.д. повоевать, добиться королевского престола, и ни на минуту не задуматься над тем, что это такое: быть королем и быть человеком».





загрузка...
загрузка...