Пособие по курсу истории зарубежной литературы XVII века

Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм

2.1. Трактат Лопе де Веги «Новое искусство сочинять  комедии в наше время»
Лопе Фелис де Вега Карпьо (25 ноября 1562 г.), сын обыкновенного крестьянина, получил хорошее образование: учился в Коллегии  ордена  театинцев,  университете  Алькала  де  Энарес,  Королевской академии математических наук, в 10 лет перевел поэму римского писателя Клавдиана «Похищение Прозерпины», с 11-ти стал сочинять комедии. Лопе де Вега основатель национальной драмы Испании, в свое время  был  благословлен  Сервантесом («появилось  великое  чудо природы»). Его творчество не укладывается в одну художественную тенденцию. Драматург написал много в разных жанрах – комедии, поэтические и прозаические произведения (сначала были признаны 483 пьесы Лопе де Веги, потом насчитали около 1800 светских произведений и более 400 религиозных пьес ауто) в рамках традиций ренессансного реализма.
Перу  Лопе  де  Веги  принадлежит  поэтический  трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время» (1609). Трактат был адресован  Мадридской  академии,  содержит  суть  литературноидеологической борьбы сторонников ренессансного классицизма и приверженцев национального своеобразия драмы, которая закончилась победой национального стиля. Труд Лопе де Веги – труд новатора. Драматург боролся за утверждение независимости национальной драмы, выступал против слепого подражания и следования нормам античной поэтики, отвергал единство жанрового стиля драмы, теорию  трех  единств,  выдвигал  теорию  народной,  демократической эстетики, которая в сущности оказалась эстетикой реализма. 
Лопе де Вега стоял за смешение «трагичного с забавным», «смеси возвышенного и смешного», обозначал понятие реализма термином «правдоподобие»,  был  за  свободное  употребление  времени  и смены  места  действия,  сочетания  различных  стилистических  направление «низкого с высоким».  Он  предлагал  наличие  многообразных  поэтических  размеров  и форм в литературе, которые соответствуют внутреннему состоянию действующих лиц и внешним обстоятельствам действия. Драматург вводил в произведение напряженный ритм драмы с типичным для испанского театра трехактным построением, особо обращал внимание на интригу сюжета, которая способна была воссоздать жизненную динамику событий.
Драматург считал, что драма должна сочетать острые конфликты, многообразие черт психологического состояния героя. Он воспевал каждодневную жизнь людей в ее естественных проявлениях. Поэт в пьесах не отрывается от земли, национальной истории, крестьянской жизни и рыцарского чувства чести.  Честь и доблесть, с позиции Лопе де Веги, не сословная привилегия высших классов общества, это качество человека, мерило его поведения, долга, верности в любви и дружбе, это залог семейного счастья.
«Новое искусство» Лопе де Веги – это целостная поэтика испанской  национальной  драмы  в  эпоху  ее  расцвета.  Наиболее  важным моментом в литературе данного времени было утверждение самим драматургом свободы творческой инициативы и творческого воображения, что развивало литературу в сторону решительного поворота  к  реализму,  ориентировало  общество  не  на  вкусы  и  критику замкнутого круга ценителей поэзии, а на потребности и мироощущение широкого народного зрителя. 
Требования  Лопе  де  Веги  подтверждают  драмы «Звезда  Севильи», «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»), «Собака на сене»  и др. Для поэта пьеса – это в первую очередь настоящее зеркало жизни. 
Комедией  в  старой  испанской  драматургии  называли  любую пьесу  стихотворной  формы.  В  ней  жизнь  должна  была  быть  изображенной  такой,  какой  она  являлась  на  самом  деле.  Драматический конфликт должен был нести именно такую жизненную основу. Позиция поэта исходила из идейной основы ренессансного реализма: человек важен, нужен и необходим без каких бы то ни было сословных черт. В этом отношении Лопе де Веги рассматривал понятия «честь» и «долг», «доблесть» как внесословные качества, которые присущи даже самым обыкновенным людям, человеку вообще. 
Реализм в пьесах драматурга имеет развивающий характер. Под этим подразумевается в первую очередь стихийное начало, то есть оно еще не осознанно до конца человеком, но выступает в нем уже с утверждением, с заявкой на право существования.  В  зарождающихся  чертах  реалистического  отображения  мира отражается сама эпоха: прежде всего борьба за становление единой власти  короля  как  государственной  власти,  представления  народа об идеальном монархе, вопросы о соотношении абсолютной власти и закона для всех граждан страны, включая самого короля и др. 
Основные  коллизии,  тематика,  сюжеты  пьес  Лопе  де  Веги  вырастали  на  почве  реальной  действительности,  были  приподняты, одухотворены достижениями ренессанса. «Правдоподобие» драматурга заключалось в том, что он стремился исследовать реальность в  различных  ее  проявлениях,  освещая  все  черты  действительного мира  в  комедийно-юмористическом,  ироническом,  трагикокомическом или по-настоящему в драматическом ключе, если этого требовали обстоятельства. 
Что бы ни создавал драматург – пьесу частного характера, комедию  на  известные  житейские  проблемы, «дворцовую  комедию», национальную трагедию, историческую или народную драму – во всем  стремился  выявить  и  представить  образ  реального  человека, образ, безусловно, положительный, наделенный самыми высокими и чистыми помыслами, это образ человека, борющегося за правду, за чистоту отношений между людьми. При  этом  художественные  усилия  драматурга  направлены  на жизнеутверждающее начало: справедливость всегда восстанавливается в пьесах Лoпe де Веги, несмотря на трагичность. Герои одержимы  или  ведомы  данной  идеей.  В  пьесах  преобладают  сильные эмоции,  направляемые  не  менее  сильным  разумом,  торжествуют яркие чувства: любовь юноши и девушки друг к другу и борьба за нее, любовь к жизни, наслаждение жизнью, утверждение прекрасной жизни над дисгармоничностью мира.
Тематически  пьесы  Лопе  де  Веги  можно  разделить  на  следующие группы (классификация условная, так как черты пьес переходят из  одной  в  другую): 1) героические  пьесы; 2) социально-политические – комедии «плаща и шпаги» и бытовые комедии.





загрузка...
загрузка...