История зарубежной литературы ХIХ века. Реализм

Курс лекций

 

Французский реализм.

 

Оноре де Бальзак (1799-1850).

 

Частица «де» перед фамилией (если фамилия начинается с гласной, то просто «д» через апостроф – д’Артаньян) во Франции означает принадлежность к аристократии, дворянству. Но Бальзак не был дворянином. Его дед был простым крестьянином. Бальзак самовольно начал подписывать свои произведения с частичкой «де», ибо это было его заветной мечтой - стать дворянином, он был тщеславен, он хотел славы, богатства, очень любил роскошь. Почти до конца жизни ему не удавалось расплатиться с долгами, хотя зарабатывал он своими произведениями очень много (больше, чем кто-либо из его современников), ибо тратил он ещё больше.

Подгоняемый мечтой о славе, стремлением рассчитаться с долгами, а также своим бурным, весьма эмоциональным темпераментом, Бальзак писал буквально день и ночь, для поддержания работоспособности постоянно пил крепчайший кофе, чего в конце концов не выдержало сердце, умер он от сердечной болезни.

 

Раздвоенность личности и мировоззрения.

Мировоззрение Бальзака было очень традиционно. Он был католик, проповедовал в своих произведениях религию, христианскую мораль: смирение, альтруизм, доброту, совесть, супружескую верность, крепкую семью. Бальзак обличал эгоизм, эгоистические страсти, наслаждения, к которым стремятся большинство людей в капиталистическом обществе. Основной причиной наблюдаемого им упадка нравов писатель считал атеизм, упадок религиозной веры. «Достигнуть правдами и неправдами земного рая роскоши и суетных наслаждений, превратить сердце в камень, а тело изнурить, ради обладания преходящими благами, как некогда претерпевали смертельные муки в чаянии вечных благ, - такова всеобщая мысль. Когда учение это перейдёт от буржуазии в народ, что станется со страною?» - пишет Бальзак в романе «Евгения Гранде».

Таково было мировоззрение Бальзака, но он никуда не мог деть свою собственную страстную, любвеобильную, жадную до всяческих наслаждений натуру, не мог её победить, да и не хотел. Как мы уже знаем, он очень любил славу, роскошь – не самые христианские стремления. Также он был большой любитель женской красоты. Он пользовался своей писательской славой, и вступал в многочисленные связи с замужними женщинами (которые, кстати, сказать, часто принадлежали  к высшей аристократии и были старше его – например, первый роман у 22-летнего Бальзака был с 45-летней дамой), и всё это видно в его произведениях, в ярких, эмоциональных описаниях светских наслаждений, страстей, которыми автор явно увлечён.

Нельзя назвать это сознательным лицемерием, это было естественным раздвоением личности, с одной стороны, он на сознательном уровне проповедует традиционные нравственные ценности, с другой стороны, бессознательно, в соответствии со своей натурой, оправдывает эгоистические страсти и т.д. И то, и другое было у Бальзака вполне искренне.

 

«Человеческая комедия». Структура и идейное содержание.

Все произведения, написанные Бальзаком за 20 лет (всего 98, 74 из них романы, остальное – повести и рассказы), складываются в единый огромный цикл под названием «Человеческая комедия» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте). Бальзак поставил себе грандиозную задачу - отразить, как в зеркале, всё современное ему французское общество, а через него и всё человечество, потому такое название. Он стремится описать все социальные слои, профессии, характеры, типы французского общества, от министров и богатейших банкиров до крестьян и нищих. Каждому социальному явлению должна быть посвящено хотя бы одно произведение. В 1844 году Бальзак составил подробнейший план «Человеческой комедии» - список всех уже написанных и будущих произведений, названия и приблизительное содержание. Всего 144 названия (успел 98).

Произведения цикла не являются продолжением одно другого, чаще всего они не связаны сюжетно, в каждом из них свой законченный сюжет, но все они описывают один и тот же мир, одну и ту же Францию, выдуманную Бальзаком, как две капли похожую на реальную. Там действуют одни и те же герои (переходящие), только в одном романе они главные герои, а в другом второстепенные. В разных романах описаны разные эпизоды из их жизни.

Все классические произведения актуальны, но произведения Бальзака особенно, поскольку он описал общество, очень похожее на наше, он показал скрытую сущность капиталистического общества, где главную, решающую роль играют деньги, практически всё зависти от них.  Бальзак объективно показал, что деньги, с одной стороны, действительно дают наслаждения, благополучие. С другой стороны, они разрушают душу человека, убивают в людях лучшие человеческие качества – доброту, совесть, искренность, способность любить и т.д.

 

Творчество.

Итак, самые лучшие, самые интересные, самые значимые произведения Бальзака.

Роман «Шагреневая кожа» (1831) – не самый интересный для чтения, но важный и интересный по сюжетной ситуации. А ситуация автобиографическая – провинциал в Париже, дошёл до последней степени нищеты и отчаяния, собирается покончить жизнь самоубийством, но тут к нему сказочным образом попадает волшебный предмет (редкий случай прямой фантастики у Бальзака) – кусок шагреневой, т.е. ослиной кожи, который автоматически исполняет все желания владельца, но есть маленький нюанс: с каждым исполненным желанием кожа уменьшается, и когда она совсем исчезнет, владелец умрёт. Сначала Рафаэль как типичный эгоист и гедонист (человек выше всего ценящий наслаждение) по полной программе наслаждается, но, заметив, что жизнь его стремительно уменьшается, испугался и постарался жить, ничего не желая. Это ему, конечно, не удалось и он умер.

Несомненно, Бальзак хочет доказать, что исполнять все свои желания, интенсивно наслаждаться, испытывать сильные эмоции, прожигать жизнь – значит, разрушать, убивать самого себя. И наоборот, чем меньше человек испытывает сильных эмоций, чем больше он сохранит нервов, тем дольше он живёт.

В произведениях Бальзака часто встречаются два типа людей: прожигатели жизни и бесстрастные долгожители.

В центре знаменитого рассказа «Гобсек» (1830) – старый ростовщик Гобсек типичный долгожитель, который специально бережёт себя. Это одно из воплощений скупости в мировой литературе, воплощение власти денег. Живёт он крайне скудно, а между тем сказочно богат. Ему не нужна роскошь, он извлекает свою выгоду из стремления к ней других. Он даёт деньги под огромные проценты самым богатым и знатным дворянам Франции, и упивается своей властью над ними. В глубокой старости Гобсек сходит с ума, превращается в Плюшкина.

Ему противопоставлен образ прожигателя Максима де Трая, молодого красивого мерзавца, у которого, по выражению Гобсека, вместо крови в жилах течёт грязь. Он живёт тем, что влюбляет в себя богатых женщин и разоряет их семьи, роскошно живёт за чужой счёт. У него есть огромное преимущество перед многими другими: он умеет наслаждаться жизнью и другим дать наслаждение. 

Роман «Отец Горио» (1834) многими нитями связан с «Гобсеком». Этот роман я смело могу рекомендовать вам для чтения. Он в целом хорош, а в конце вообще производит очень сильное впечатление.

Бедный провинциал в Париже, Эжен де Растиньяк открывает для себя, каков на самом деле высший свет и вообще какова, так сказать, «взрослая» жизнь – циничная, бессердечная, бессовестная. Её главный закон – закон джунглей – каждый за себя, выживает сильнейший. Хочешь добиться успеха – иди по головам; чтобы не быть раздавленным, нужно самому давить других и т.д. А он очень хочет успеха и богатства и вынужден решить «проблему мандарина»: «как бы ты поступил, если бы мог, не выезжая из Парижа, одним усилием воли убить в Китае какого-нибудь старого мандарина (чиновника) и благодаря этому сделаться богатым». Ведь какая разница годом раньше или позже умрёт какой-то тебе не известный старик, своё уже поживший, а зато у молодого человека появиться возможность не убивать лучшие годы на учёбу и работу, а насладиться жизнью вовремя. Он должен всего лишь дать согласие на смерть неизвестного ему человека и сделаться богатым. (Здесь можно увидеть то зерно, из которого вырос роман Достоевского «Преступление и наказание».) Растиньяк в конце концов отказывается и решает добиться успеха в свете более человечными способами (стать любовником знатной дамы).

Наиболее ярко бессердечие света показано в истории жизни отца Горио, которую наблюдает Растиньяк, Горио - богатый купец, наживший своё состояние не очень честно. Больше всего на свете он любит двоих своих дочерей, которым обеспечил роскошную счастливую жизнь, исполнял все капризы, выдал замуж одну за графа (именно её разорил Максим де Трай в «Гобсеке»), другую за банкира, дал за обоими огромное приданное. Но вскоре после замужества они стали стыдиться своего неотёсанного, простого отца, вспоминали о нём, только когда им были необходимы деньги на развлечения и любовников. А он был рад служить и даже в качестве кошелька, он отдавал, отдавал, и отдал всё, окончательно обнищал. Кульминацией романа стала следующая сцена. Отец Горио отдал последние свои деньги для счастья одной из дочерей, но тут неожиданно приходит вторая и говорит, что ей нужна крупная сумма денег, иначе её ждёт позор и нищета. У Горио разрывается сердце от того, что он не может помочь, старик готов на всё: ограбить банк, продать себя в солдаты, лишь бы его дочери были счастливы. У него не выдержало сердце и он умер в полной нищете, на похороны дочери не явились.

    

Замечателен роман «Евгения Гранде» (1833), в нём описана ужасная история молодой девушки, жизнь её погубил её собственный отец, богатейший делец, папаша Гранде, невероятно скупой, миллионер, обрёкший свою семью почти на полуголодное существование в мрачном, холодном доме, запретивший ей выходить замуж за бедного. Она, выросшая в полном подчинении отцу, решилась на маленький бунт ради своего возлюбленного Шарля, и это для неё равносильно бунту против бога (без спроса отца она отдала Шарлю подаренные отцом деньги). Отец жестоко её наказывает несколько месяцев она сидит под домашним арестом, в собственной комнате на хлебе и воде. Папаша Гранде только тогда смягчился, стал нежным и любящим отцом и супругом, когда ему стали нужны подписи дочери и жены на финансовых бумагах. Человеческие чувства пробуждаются в папаше Гранде только под влиянием коммерческой выгоды – в этом весь ужас.

Более 10 лет Евгения смиренно ждала своего Шарля, когда он разбогатеет и попросит её руки. Но он изменил. После смерти отца она становится фантастически богата, но абсолютно несчастна: ибо она совершенно не умеет пользоваться богатством, она не умеет получать удовольствие от жизни. Всю свою душу без остатка она вложила в обманувшую её любовь.  Роман производит сильнейшее впечатление.

 

Также я настоятельно рекомендую вам прочесть роман «Утраченные иллюзии» (1842), а точнее его вторую часть «Провинциальная знаменитость в Париже» (остальные менее интересны). Это будет интересно с профессиональной точки зрения тому, кто собирается стать журналистом. В романе раскрывается суть современной (и для нас, и для Бальзака) журналистики, а также суть так называемого шоу-бизнеса, закулисная жизнь и продажность того и другого, в этом главное значение этого произведения. Кроме того, это просто один из самых интересных романов Бальзака.

Речь идёт о газетной журналистике. Газеты были в 19 веке единственным средством массовой информации, именно газеты формировали общественное мнение, а журналисты обладали огромной властью, именно от них напрямую зависели доходы от продаж новых книг и выручка от новых театральных представлений – от того, как журналисты оценят их, расхвалят или раскритикуют. Поэтому многие писатели и директора театров предпочитали платить влиятельным журналистам за нужные статьи, а журналисты охотно писали заказные статьи. «Мы торгуем словом и живём этой торговлей», - говорит один из них. В этом мире вообще всё продаётся и покупается. У каждой молодой актрисы был пожилой покровитель, который, пользуясь её благосклонностью, содержал её и обеспечивал успех спектаклей с её участием, покупал журналистов, нанимал специальных людей, которые во время спектакля начинали первыми хлопать и увлекали весь зал.

Главный герой Люсьен - талантливый молодой поэт, писатель, он необыкновенно красив (что, безусловно, играет роль в сюжете). Он мечтает о славе и богатстве. Но честный путь ему кажется слишком долгим и трудным. И он становится журналистом, соглашается продавать свой талант, писать заказные статьи и в один день в его жизни происходят головокружительные изменения (и описание этого дня лучший эпизод романа): из мира нищеты, мрачности, скуки, труда он попадает в мир роскоши, богатства, наслаждений и продажности. Его принимают в этот мир, он доказал, что он свой, прежде всего он оказался талантливым журналистом, мастером слова. В него сразу же влюбилась красивая молодая актриса-содержанка Корали,  и он стал её любовником.

В первый же вечер он попадает на роскошный пир, который поразил Люсьена. «И тут он впервые познал услады богатства, обаяние роскоши, власть плотских наслаждений; он впервые пил отборные вина, вкушал от изысканных яств, он встретил посланника и герцога в обществе журналистов, и оба вельможи воздавали должное их страшной власти; он чувствовал неодолимое желание владычествовать в этом мире владык, он ощущал в себе силу восторжествовать над ними».

Некоторое время он действительно наслаждался, «чеканил монету с помощью чернильницы». Но проводя время в постоянных развлечениях, пирах и т.д., он стал хуже писать, влез в долги. Другие журналисты видели в нём конкурента и сговорились его уничтожить – вскоре и он и Корали оказались нищими, она заболела и умерла. Чтобы её было на что похоронить, Люсьен у её гроба сочиняет весёлые, похабные кабацкие песенки на заказ.  

Такая вот трагическая и поучительная история, которая подтверждает старую истину: за всё, за наслаждения в первую очередь, надо платить. За успехом в этом продажном мире быстро приходит провал – это закон, поскольку мир этот по определению ненадёжен, здесь не может быть настоящих друзей.

Продолжение жизни Люсьена описано в романе с заманчивым названием «Блеск и нищета куртизанок» (1847). Но этот роман значительно хуже лучших произведений Бальзака. Сюжет закрученный, но неубедительный. 

Теперь о другой стороне творчества Бальзака, который известен также как певец и знаток женской души и вообще женской жизни. Один из лучших романов на эту тему – «Воспоминания двух юных жён» (1842). Две молодые женщины описывают свою жизнь в письмах друг другу от 17 до 30 лет - самый интересный период. Описывают довольно подробно и откровенно. У них разные характеры и разные судьбы. Одна, Рене, считает основой женского счастья прежде всего крепкую семью, а основой семьи – отказ от эгоизма, самопожертвование, долг. Она вышла замуж за нелюбимого человека (неспециально, а так сложились обстоятельства), она дала ему счастье – и в этом видела своё собственное счастье. Но по-настоящему она стала счастлива, когда стала матерью. Материнское счастье описано в этом романе очень полно и ярко и впервые в мировой литературе вообще: беременность, роды, кормление, купание и т.д.

Вторая - Луиза - видела счастье только в любви – в её радостях, наслаждениях. Она живёт в Париже, купается в удовольствиях высшего света, выходит замуж по страстной любви, наслаждается тем, что муж её боготворит. Но Рене упрекает её в том, что она слишком эгоистка: она любит не самого мужа, а его любовь  к ней, она замкнула их совместную жизнь на себя и как бы съела его, во всяком случае он внезапно заболел и умер.  Второй её брак, также основанный на эгоизме и наслаждении, тоже бездетный, закончился трагически уже для Луизы: она так сильно любила, что истерзалась от безосновательной ревности и совершила самоубийство.

Таким образом, вывод счастье женщины – в семье, в детях, в самоотречении.

Неплохая повесть «Герцогиня де Ланже», о том, как женщина из кокетства влюбила в себя хорошего человека, но держала его на расстоянии, а потом и сама в него влюбилась, но он уже её разлюбил и бросил.

Все знают словосочетание «женщина бальзаковского возраста». Бальзак настаивал, что жизнь женщины после 30 лет не заканчивается, а только начинается. Сам он вообще предпочитал только зрелых, опытных женщин.

И в конце о двух интересных рассказах Бальзака.

«Побочная семья» - самое интересное то, почему герой – Гранвиль - разошёлся со своей когда-то любимой женой. Она оказалась нравственной и религиозной до предела. В её сердце не было простых человеческих чувств, она никого не любила, она исполняла долг. Сама не наслаждалась жизнью, не умела и не хотела его давать другим, прежде всего, мужу. Сначала его поразило то, как безвкусно, мрачно она обставила их квартиру. Она отказывалась танцевать на балах, носить декольте (как принято в обществе), посещать театры. В доме царила ледяная тоска, дух ханжества. «Между их кроватями угнездилось несчастье, так как в наслаждениях Гименея молодая женщина не видела ничего, кроме долга». Каждый год она рожала детей, сама их воспитывала в строгости. Гранвиль к 32-м годам потерял всякий интерес к жизни. Автор считает её ненастоящей христианкой. Её религиозность внешняя и, по сути, определяется скрытым эгоизмом: спасая свою душу, она пожертвовала счастьем мужа.

В «Обедне безбожника» - показан идеал Бальзака, это простой неграмотный водонос по фамилии Буржа, который на свои небольшие деньги, заработанные тяжёлым трудом, содержал талантливого студента-медика. Выучившись, тот стал знаменитым врачом, и впоследствии, будучи атеистом, каждый год заказывал в церкви обедню за упокой души своего благодетеля.





загрузка...