загрузка...

История зарубежной литературы ХIХ века. Реализм

Курс лекций

 

Английский реализм.

 

Чарльз Диккенс (1812-1870)

 

Лучший, самый известный, по-настоящему любимый английский писатель. При жизни ему досталась огромная слава, он разбогател благодаря литературе.

Жизнь. 

Самое интересное в жизни Диккенса то, что у него было 9 детей. Тем не менее семейная его жизнь не сложилась, жену он по-настоящему не любил. Когда дети выросли, они разошлись. Диккенс влюбился в молодую красавицу, с которой тоже не был счастлив, она скорее позволяла себя любить, уважала знаменитого писателя, чем любила его. Так что последние годы его жизни были довольно печальны. Очень много Диккенс ездил по Англии (а также по Америке, где был тоже очень популярен) с публичными чтениями своих произведений, которые имели огромный успех.

Вообще надо сказать, что Диккенс писатель очень оригинальный, принципиально не похожий на других писателей 19 века, есть что-то необычное в самой его манере писать, видеть мир, какие-то особенные интонации, что-то малоуловимое, какая-то магия. По сравнению с ним остальные писатели похожи друг на друга. Кто не читал Диккенса, тот многое потерял, потерял ещё одну краску в восприятии жизни.

 

Основные особенности творчества Диккенса. 

1) Необыкновенное богатство и разнообразие необычных человеческих типов и характеров среди его персонажей. Многие из них наделены какими-то странными чертами, привычками, особенностями поведения, речи, одежды. Короче говоря, среди персонажей Диккенса много странных, необычных людей, за которыми интересно наблюдать, что бы они ни делали. Интерес появляется от одного их присутствия в действии. Более того, основной интерес произведений Диккенса держится как раз на них, а не на сюжете, они самое интересное у Диккенса.

Особо прославились диккенсовские чудаки, люди нелепые, смешные, но добродушные. Самые известные среди них - мистер Пиквик из романа «Посмертные записки Пиквикского клуба» и кузнец Джо из «Больших надежд».

Некоторые из персонажей Диккенса необычны настолько, что кажутся нереальными, гротесковыми, фантастическими фигурами. Например, мистер Гримуиг из «Приключений Оливера Твиста», он подкреплял чуть ли не каждое своё заявление выражением готовности съесть свою собственную голову (если это не так, я готов…). Это было весьма странно, «ибо, если даже допустить, что наука достигнет той ступени, когда джентльмен сможет съесть свою собственную голову, если он того пожелает, голова мистера Гримуига была столь велика, что самый сангвинический человек вряд ли мог питать надежду прикончить её за один присест, даже если совершенно не принимать в расчёт очень толстого слоя пудры (на волосах)».

2) Юмор, ирония постоянно сопровождают повествование. Описываются смешные люди, смешные ситуации. Диккенс – мастер комической фразы, когда становится смешно просто от особого сочетания слов. Например, в «Больших надеждах» мистер Покет оказался один на один со своими многочисленными детьми. «Несколько минут мистер Покет, взъерошив волосы и ещё более озабоченно сдвинув брови, смотрел на детей, словно стараясь понять, как случилось, что они живут и столуются в его доме, и почему Природа не определила их на постой к кому-нибудь другому».

3) Доброта и сердечность. Диккенс очень добрый, сердечный, простой, искренний человек и писатель. Быть может, он самый добрый писатель мировой литературы. Основная идея всех его произведений – проповедь доброты, сердечности, человечности,  открытости одного человека другому человеку, преодоление того, что разделяет людей – гордости, тщеславия, скупости, излишней практичности, холодности, бесчувственности, замкнутости. Диккенс сам как писатель очень открыт, эмоционален, в каждом его произведении чувствуется, что он любит людей.

Причём, предпочтение отдаёт людям простым, бедным, необразованным, грубоватым, но сохранившим душевное тепло. Диккенс, как и многие писатели 19 века, считал, что деньги, богатство портят человеческую душу.

4) Главная ценность для Диккенса – это семья. Настоящая семья много дороже  богатства, карьеры, славы и т.д. Он нарисовал в своих произведениях множество идеальных семей, в основном это семьи бедняков. Нет для него ничего лучшего в жизни, чем когда вся семья, всегда большая, собирается после трудового дня возле тёплого камина за большим столом ужинать. Вот для него счастье, в отличие, скажем, от Стендаля. Смысл жизни для Диккенса заключался в любви к людям, своим ближним. У Диккенса были идеалы, которые разделяли большинство самых обыкновенных англичан, нет никакого сомнения, что он именно поэтому имел такую огромную славу.

5) Огромную роль в творчестве Диккенса играют дети. Дети обязательно, так или иначе, есть в каждом его романе. Дети обладают детской наивностью и открытостью, которую он считал важнейшим человеческим качеством. Именно образы детей, описание их страданий, из беззащитности, с точки зрения Диккенса, в большей степени должны способствовать смягчению взрослых сердец.

6) Диккенс реалист не полностью, он часто отступает от правдоподобия, чтобы произвести большее впечатление, совсем как Гюго. Он часто преувеличивает недостатки людей, он любит описывать людей нетипичных, исключительных, в существование которых верится с большим трудом. Например, в романе «Холодный дом» есть миссис Джеллиби, которая всю свою жизнь посвятила благотворительности в пользу африканских негров, всю без остатка, она только этим и занимается, хотя достоверно неизвестно существуют ли на самом деле эти негры, которым она помогает (иронизирует сам Диккенс), а между тем рядом с ней живут нищие английские рабочие. Более того, у неё есть собственная семья, муж, человек пять детей, дом и всё это она совершенно забросила, дом зарос мусором, слуги воруют, муж и дети ненакормленные, грязные, похожи на бомжей. Описание этого дома дано явно в гротесковых тонах.

7) По сюжету большинство романов Диккенса похожи, в их основе – история  жизни нескольких обычных, простых людей, они главные положительные герои, добрые и честные, они попадают сначала в сложное положение, переживают тяжёлые времена, нищету, унижение, гонение, но потом они награждены счастьем за свою доброту и честность. Иногда в центре внимания Диккенса оказывается человек, наделённый отрицательными качествами, но рано или поздно его наказывает жизнь, и он обязательно исправляется.

8) Почти во всех романах Диккенса есть некая тайна, которая раскрывается в конце. Некое загадочное событие, которое случилось давно, но продолжает влиять на жизнь героев. Например, это тайна их рождения. Часто разные герои Диккенса внезапно оказываются весьма близкими родственниками. Такой сюжетный ход очень нравится народу и его используют все популярные писатели. Часто Диккенс использует приём неожиданного получения наследства. Всё это приёмы мелодрамы, простейшие приёмы создания напряжённости, увлекательности сюжета.

 

Творчество

Диккенс написал 13 романов, несколько десятков повестей и рассказов, впрочем, они менее значимы. Так вот, как ни печально, как я ни люблю Диккенса, но вынужден признать, что большинство его романов в целом скучны (хотя во всех есть интересные эпизоды). Я вам расскажу о самых известных и самых интересных, что часто не одно и тоже. Даже если романы в целом скучны, о них надо знать.

Творчество Диккенса можно разделить на две части: раннее (приблизительно до 1846 г.) и зрелое.

Ранние произведения более оптимистичны, наивны, менее глубоки и правдивы, более похожи на сказку: добро всегда побеждает. Соответственно зрелые – более печальны, мудры, в них больше отражена сложность и противоречивость жизни. Я, безусловно, предпочитаю зрелые романы, именно они дают представление об оригинальности Диккенса как писателя.

 

Первое известное произведение Диккенса – юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). Приключения компании весёлых чудаков во главе с маленьким, толстеньким мистером Пиквиком в маленьких круглых очёчках. В целом роман скучный, интересен образ слуги Пиквика Сэма Уэллера, который то и дело произносит свои знаменитые двухчастные шутки. Например: «Ну что ж, в путь, так в путь! – сказал джентльмен, проваливаясь в прорубь» или «Дело сделано, и его не исправить, и это единственное утешение, как говорят в Турции, когда отрубят голову не тому, кому нужно».

 

Знаменит роман «Приключения Оливера Твиста» (1838) – о бедном мальчике-сироте, который попадает в шайку воров, а потом неожиданно получает большое наследство – как бы в награду за то, что не утратил природной доброты и совести. В целом роман скучный. Но заканчивается очень характерным для Диккенса отрывком, в котором автор подводит итог. Это роман «о том, как двое сирот, испытав превратности судьбы, сохранили в памяти её уроки, не забывая о милосердии к людям, о взаимной любви и о пылкой благодарности к тому, кто защитил и сохранил их. Обо всём этом не  нужно говорить. Я сказал, что они были истинно счастливы, а без глубокой любви, доброты сердечной и благодарности к тому существу, чей закон – милосердие и великое свойство которого – благоволение ко всему, что дышит, - без этого не достижимо счастье».

 

«Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839) – наиболее интересный роман раннего Диккенса 30-40-х годов. Очень традиционный роман.

 

«Рождественские повести» (1843-1846). Произведения, посвящённые Рождеству – главному европейскому празднику - целый жанр мировой литературы, в нём есть элементы детской сказки. Рождество – время необычное, время чудес, а ещё это время примирения врагов, богатых и бедных, время, когда всем должно быть хорошо.

В своих рождественских повестях Диккенс использует форму сказа, в повестях имитируется устная речь некоего рассказчика, который обращается непосредственно к читателю, это создаёт атмосферу задушевности, искренности. Так же как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя.

 

Лучшая рождественская повесть Диккенса – «Рождественская песнь в прозе» (1843). Главный герой – жадный бесчеловечный бесчувственный делец, богатей Скрудж. Он любит деньги и презирает людей. Однажды в Рождество к нему являются духи. Сначала дух его умершего друга, такого же скряги, рассказал ему о своих мучениях после смерти (он не мог упокоиться в наказание за жестокость при жизни), далее по очереди Скруджу являлись духи прошлого, настоящего и будущего. Они показали ему его детство и юность, как постепенно он становился жадным и жестоким, показали, как не любят его люди в настоящем, как смеются над ним, он увидел, в какой бедности живёт его работник, которому Скрудж платит гроши, а у него большая семья, Скрудж увидел, как в этой семье дружно и весёло справляют они Рождество. Затем он увидел свои будущие похороны, как все радуются его смерти, и никто не грустит. Увидев всё это, Скрудж расстроился и решил исправиться, стать добрым. В общем приятная сказка.

Зрелые романы. «Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим» (1850) – самый любимый роман самого Диккенса, роман почти автобиографический и в целом скучный. 

 

«Крошка Доррит» (1857) – этот роман я вам рекомендую для чтения как вполне интересный. Вполне интересен основной сюжет, целая куча странных персонажей, много душевности и сердечности. Интересный сюжетный ход – показать одну семью в бедности и в богатстве. Сначала семья джентльмена Доррита разорена, они живут в долговой тюрьме. Потом неожиданно получают огромное наследство и вращаются в высшем обществе. Дочерей Доррит обучает светским манерам миссис Дженерал, которая утверждала следующее: «чтобы наружность соответствовала  требованиям хорошего тона, весьма полезно, находясь в обществе, время от времени произносить про себя: «Папа, пчела, пломба, плющ и пудинг, плющ и пудинг». Это придаёт изящную форму губам». Крошка (имя - Эми) Доррит – типичная героиня Диккенса, идеал женской доброты и сострадательности. Ей 23 года, она очень маленькая, похожая на ребёнка, она влюбляется в 40-летнего Артура Кленэма, который является одним из главных героев романа. Он добрый, но слабый, пассивный, необщительный, одинокий, несчастный человек, всю жизнь его окружали чёрствые, жестокие, корыстные люди, в первую очередь его мать.

«Его сделала мечтателем неискоренимая вера во всё светлое и прекрасное, чего он был лишён в жизни. В доме, где царил расчёт и корысть, эта вера помогла ему вырасти человеком благородным и щедрым. В доме, где не было места ласке и теплу, эта вера помогла ему сохранить доброе и отзывчивое сердце. И она же уберегла его от опасности стать одним из тех жалких нытиков и злобствующих себялюбцев, которые лишь потому, что их собственную узенькую тропку не пересекло ни разу истинное счастье или истинное добро, готовы утверждать, будто ничего такого и нет на божьем свете, а есть только видимость, скрывающая побуждения низкие и мелочные. Сам пребывая в темноте, он умел видеть свет и радоваться за других, кого этот свет озарял».

Весь роман он разгадывает некую тайну, связанную со своим рождением. Оказалось, что его мать ему не мать, она просто взяла на воспитание внебрачного сына её мужа. Кстати, очень многие герои Диккенса внебрачные дети, он защищает от осуждения не только их, но и их родителей. В конце романа Кленэм и Крошка счастливо соединяются.

В качестве примера странного персонажа – вот вам одна характеристика. «Это была маленькая пучеглазая старушка с лицом дешёвой деревянной куклы из тех, которым, сообразно цене, никакого выражения не положено. Жёлтый парик криво сидел у неё на макушке, как будто ребёнок, обладатель куклы, приколотил его гвоздиком, где пришлось, лишь бы не свалился. Другую особенность удивительной старушки составляли несколько вмятин на лице, словно тот же ребёнок исковырял его ложкой или иным тупым орудием, - одно из таких повреждений явно выделялось на кончике носа. Третья особенность удивительной старушки заключалась в том, что у неё не было своего имени, - она звалась тётушкой мистера Финчинга». «Характер у неё отличался крайней суровостью и угрюмой молчаливостью: лишь время от времени она отпускала зловещим низким голосом замечания, которые, не имея ни прямой, ни косвенной связи с предметом общего разговора, огорошивали и пугали собеседников. Возможно, эти замечания представляли собой звенья единой цепи сокровенных размышлений тётушки мистера Финчинга, возможно, они были остроумны и даже обладали весьма тонким смыслом, но, к несчастью, чтобы их понять, требовался ключ, а ключа не было».

 

«Большие надежды» (1861) – лучший роман Диккенса и вообще лучший английский роман 19 века – после «Портрета Дориана Грея». Главного героя зовут Пип, на самом деле Филип Пирип, но из всего этого в детстве он выговаривал только Пип, так его и звали всю жизнь. Он сирота, его воспитывает старшая замужняя сестра, воспитывает «своими руками», как она выражается, раздаёт тумаки направо и налево, также достаётся её мужу добродушному чудаку огромного роста кузнецу Джо. Их взаимоотношения очень смешно описаны. Однажды гуляя по болотам, Пип наткнулся на страшного беглого каторжника, который приказал принести ему еды и напильник, иначе он его съест. Пип очень испугался и принёс всё это. Потом каторжника поймали, и вскоре об этом случае забыли.

Потом с Пипом случилось другое приключение. Его неожиданно пригласила к себе в дом богатая престарелая леди мисс Хэвишем. Его пригласили, чтобы он играл с её воспитанницей, ровесницей Пипа, красавицей Эстеллой, развлекал одинокую скучающую мисс Хэвишем. Её дом был очень странный, мрачный, пустынный, заброшенный, в нём как бы остановилось время. Тому причиной трагедия, которая случилась с мисс Хэвишем много лет назад. В этом доме ничего не менялось со дня её свадьбы, которая была лет 50 назад, на эту свадьбу не пришёл жених, обманул её. И вот она - старуха, сидит в коляске в том самом подвенечном платье, жёлтом и пыльном, на столе стоит огромный свадебный пирог, весь сгнивший, заросший плесенью, по дому ползают пауки и тараканы. Мисс Хэвишем считает, что её жизнь кончилась, но она таит в душе страшную обиду и стремится отомстить всем мужчинам, с этой целью она и воспитывает Эстеллу, которая должна  стать холодной, бездушной, высокомерной красавицей и разбивать мужские сердца. Первый подопытный кролик – Пип.  Некоторое время Пип ходил в этот дом, это произвело на него неизгладимое впечатление, особенно Эстелла, в которую он сразу же влюбился. У него возникла мечта стать джентльменом, чтобы стать достойным Эстеллы, он стал стыдиться своих простых друзей – кузнеца Джо и подружку Бидди, они казались ему грубыми, неотесанными, некрасивыми, по сравнению с Эстеллой, а между тем он не замечал их душевной сердечности и искренней любви к нему.

Однажды, когда Пип уже вырос и стал кузнецом, у него появился таинственный благодетель, или спонсор. Он получит большое состояние, если бросит свою прежнюю жизнь и прежних друзей, переедет в Лондон и станет джентльменом. Пип очень обрадовался, он подумал, что это мисс Хэвишем, которой он якобы понравился, решила сделать его джентльменом, чтобы женить на Эстелле. Он с радостью бросает тех, кто его по-настоящему любил, и едет в Лондон, становится джентльменом и ждёт своего счастья, у него Большие надежды.

Так он живёт несколько лет, живёт легкомысленно, ничем серьёзным не занимаясь. И его постигает большое разочарование, ни одна его надежда не сбывается: Эстела ему не достаётся, а потом он лишается и обещанных денег, его благодетелем оказался не мисс Хэвишем, а тот самый каторжник, которому он помог в детстве.

Заканчивается всё печально. Пип возвратился в деревню, но и там он теперь лишний. Эстелла назло всем вышла замуж не по любви, потому что не могла никого любить, и была несчастна с ним. В конце жизни и мисс Хэвишем поняла свою страшную ошибку, она всю жизнь жила только ненавистью, местью и погубила свою жизнь, прожила одиноко и бессмысленно, но мало того, она погубила жизнь и Эстеллы, и Пипа.

Всем этим героям – Пипу, Эстеле, мисс Хэвишем не хватало человечности, душевной открытости, человеколюбия. За это они наказаны.

Но всё не так просто, как может показаться. Пип далеко не бесчувственный человек. Он чувствует, что обидел Бидди и Джо, когда легко покинул их, он понимает, что его стремление быть с Эстеллой ни к чему хорошему не приведёт, что она его не любит, понимает, что было бы лучше, если бы он остался простым кузнецом, женился на Бидди, и не ездил бы ни в какой Лондон. Понимает, но сделать ничего не может. Он не мог поступить иначе, потому что по-настоящему, сильно, глубоко любил Эстелу, а Бидди ему только нравилась. Пипа вела его любовь как некая сила, которой он не управлял, но которая управляла им.

На самом деле это роман о трагической безнадёжной безответной иррациональной любви, может быть, в этом его главная сила (здесь, безусловно, проявилась безответная любовь самого Диккенса к холодной красавице). Эта любовь неожиданно сильно прорывается в 44 главе, и почувствовав силу любви Пипа и силу его страданий мисс Хэвишем начинает по-другому смотреть на свою жизнь.

Конечно, всё это не отменяет проповеди человечности, но делает картину мира более сложной и глубокой. Конечно, хотелось бы, чтобы все любили и понимали друг друга, были открыты и не таили бы негативных чувств против друг друга, но дело в том, что очень часто это просто невозможно, что сама жизнь устроена по-другому, трагически, не человек сам управляет своей жизнью, это делают некие независимые от него силы, прежде всего наши собственные страсти. Да, простые человеческие отношения выше, ценнее, чем карьера, успех, богатство, деньги, но любовь выше и сильнее человеческих отношений. Жизнь печальна, и всё происходит именно так, потому что не может произойти иначе.

 





загрузка...
загрузка...