ВАРИАНТ 6 - ЕГЭ 2018. История - ЕГЭ 2018 - Справочное издание - подготовка к ЕГЭ

ЕГЭ 2018. История

ВАРИАНТ 6

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) заключение Ясского мира с Османской империей

2) присоединение к России Астраханского ханства

3) распад империи Карла Великого

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к XVI в.

1) подворное налогообложение; 2) приказы; 3) пожилое; 4) губерния; 5) стрельцы; 6) большая соха.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Предприятия, основанные на принципе государственно-частного партнёрства, создававшиеся на территории Советской России в 1920-х гг. с целью привлечения иностранного капитала для развития экономики.

Ответ:___________________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В отрывке описываются события, которые произошли в годы правления Екатерины II.

2) Упоминаемый в отрывке Самозванец вступил в Москву и почти год занимал российский трон.

3) Упоминаемый в отрывке Самозванец выдавал себя за императора, убитого в ходе дворцового переворота.

4) Современниками описываемых в отрывке событий были К. Минин и Д.М. Пожарский.

5) Описываемые в отрывке события произошли во второй половине XVII в.

6) Упоминаемый в отрывке Самозванец получил прозвище «Тушинский вор».

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Какие из перечисленных событий относятся к 1930-м гг.? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) замена наркоматов министерствами

2) открытие Московского метрополитена

3) введение всеобщей трудовой повинности

4) разработка плана ГОЭЛРО

5) введение паспортной системы

6) принятие СССР в Лигу Наций

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Народным комиссаром Военно-морского флота СССР во время Великой Отечественной войны был _______________________.

Б) Премьер-министр Великобритании К. Эттли и президент США Г. Трумэн принимали участие в работе _______________________ конференции.

B) В январе 1945 г. началась ____________________________ наступательная операция Красной армии.

Пропущенные элементы:

1) П.К. Пономаренко

2) Ялтинская

3) Ясско-Кишинёвская

4) Н.Г. Кузнецов

5) Потсдамская

6) Висло-Одерская

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

10. Прочтите отрывок из исторического источника и напишите фамилию военного деятеля, дважды пропущенную в тексте.

«Народный комиссариат по военным делам считает необходимым опровергнуть ряд ошибочных и явно злонамеренных ложных сообщений, распространяемых западноевропейскими и американскими буржуазными агентствами относительно организации командования в наших армиях на польском фронте.

Неоднократно сообщалось заграницей, будто командование против поляков принадлежит бывшему верховному главнокомандующему А. А. Брусилову. Это сообщение совершенно ложно. Противопольский фронт разделяется на западный и юго-западный. Командующим армиями западного фронта является товарищ ____________________. В старой армии он имел чин поручика. В Красной армии он командовал 1-й армией в боях против Колчака, 8-й армией против Деникина, 5-й армией против Колчака, юго-восточным фронтом против Деникина. Руководимые им операции против Деникина, как и против Колчака, окончились полным разгромом последних. Тов. _____________________ 27 лет. С начала революции он состоит членом коммунистической партии».

Ответ: ___________________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) XV в.

2) начало княжения Ярослава Мудрого в Киеве

3) XI в.

4) падение Византийской империи

5) XVIII в.

6) создание Тройственного союза

7) начало Крестовых походов

8) издание Уложения о службе

9) продажа Аляски США

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

12. Прочтите отрывок из записок российского императора.

«Ночь с 14-го на 15-е декабря была не менее замечательна, как и прошедший день; потому для общего понятия всех обстоятельств тогдашних происшествий нужно и об ней подробно упомянуть.

Едва воротились мы из церкви, я сошёл к расположенным перед дворцом и на дворе войскам. Воротясь, я велел собраться Совету и, взяв с собой брата Михаила Павловича, пошёл в собрание. Там в коротких словах я объявил настоящее положение вещей и истинную цель бунта.

Когда я пришёл домой, комнаты мои похожи были на Главную квартиру в походное время. Донесения от князя Васильчикова и от Бенкендорфа одно за другим ко мне приходили. Везде сбирали разбежавшихся солдат Гренадерского полка и часть Московских. Но важнее было арестовать предводительствовавших офицеров и других лиц.

Не могу припомнить, кто первый приведён был; кажется мне — Щепин-Ростовский. Подозревали, что он был главное лицо бунта; но с первых его слов можно было удостовериться, что он был одно слепое орудие других и подобно солдатам завлечён был одним убеждением, что он верен императору Константину. Сколько помню, за ним приведён был Бестужев Московского полка, и от него уже узнали мы, что князь Трубецкой был назначен предводительствовать мятежом».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Описываемые в отрывке события происходили в Москве.

2) Упоминаемый в тексте предводитель мятежа активно участвовал в событиях, произошедших 14 декабря.

3) Автором воспоминаний является Николай I.

4) Один из исторических деятелей, упоминаемых в отрывке, возглавлял III отделение императорской канцелярии.

5) Автор указывает, что солдаты и часть офицеров примкнули к мятежу из стремления сохранить верность императору Константину.

6) День 14 декабря был определён мятежниками как дата выступления за полгода до произошедших событий.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Напишите имя правителя государства, отряды которого осуществили поход, обозначенный на схеме чёрными стрелками.

Ответ: ______________________________ .

14. Напишите название племён, проживавших на территории, обозначенной буквой «А», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

Ответ: _________________________________ .

15. Укажите название реки, вблизи которой произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Ответ:__________________________________.

16. Какие суждения, относящиеся к событиями, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Вследствие похода, обозначенного чёрными стрелками, государство, отмеченное на схеме цифрой «4», прекратило своё существование.

2) На схеме обозначен город, где принял крещение киевский князь Владимир Святославич.

3) Завоеватели, поход которых указан чёрными стрелками, не вторгались на территорию русских княжеств в ходе событий, отражённых на схеме.

4) Город, обозначенный цифрой «2», в период отражённых на схеме событий был политическим центром Северо-Восточной Руси.

5) В городе, обозначенном на схеме цифрой «3», в период отражённых на схеме событий утвердилась республиканская форма правления.

6) События, отражённые на схеме, происходили в период политической раздробленности Древнерусского государства.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная почтовая марка была выпущена в первое десятилетие XXI в.

2) Картина, помещённая на марке, была написана в годы правления императора Александра I.

3) Город, юбилею которого посвящена данная марка, дважды в своей истории менял название.

4) Автор памятника, изображённого на картине, — О. Монферран.

5) На марке упоминается название площади, где 14 декабря 1825 г. произошло восстание.

Ответ:

19. Какие из представленных памятников культуры находятся в городе, юбилею которого посвящена данная почтовая марка? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из мемуаров участницы событий

«Третья Дума была выбрана по новому более узкому избирательному закону, при значительном официальном нажиме на избирателя и была совершенно иная, чем её предшественницы. Оппозиция потеряла своё господствующее положение, насчитывала только 90 депутатов, считая и кадетов, и Трудовую группу. Правых групп было несколько, но ни у одной не было большинства. Многочисленнее всех была партия ______________. У них было 154 места. Лидером их был А.И. Гучков. На поддержку этих умеренных конституционалистов всегда мог рассчитывать премьер _________________.

Парламентская работа постоянно вносила трезвость. Проведение бюджета и рассмотрение ряда законопроектов, которые правительство и Дума начали вносить, потребовали образования комиссий. Там начались встречи, сотрудничество народных представителей и чиновников.

В первых Думах они и близко друг к другу не подходили, и это придавало русскому народному представительству уродливый характер. В Третьей Думе выработались навыки к сотрудничеству, которые окрепли в Четвёртой Думе. Без этого, к несчастью очень недолгого, сближения между властью и народным представительством России в 1914-1917 гг. было бы ещё труднее отбиваться от немцев. Первые две Думы не дожили до рассмотрения бюджета. Весной 1908 г., впервые за всю историю России, гласно обсуждался государственный бюджет. Уже одно это придало Третьей Думе деловую значительность, которой не было у её двух мятежных предшественниц.

Рассмотрение бюджета имело огромное воспитательное и отрезвляющее значение. Оно вскрыло могучий размах народной жизни, указывало подробности, из которых она складывалась, призывало к осмотрительности, будило сознание ответственности за колоссальную государственную машину, часть которой составляло и народное представительство.

Это отрезвляло. Постепенно Государственная дума перевоспитывала бюрократию, оппозицию, общественное мнение, всю страну, весь народ. Думские прения были предохранительным клапаном. Зачем устраивать баррикады, зачем бросать бомбы, если борьбу передоверили народному представительству. Социалисты были правы, когда говорили, что Государственная дума ослабит революционный фронт. За 11 лет своего существования Дума, помимо ряда важных законодательных мер, самим фактом своего существования оказала огромное влияние на развитие хозяйственных и духовных сил России, на более разумное понимание как правительством, так и оппозицией её насущных потребностей. Бюджетные прения невольно вели к реалистической политике».

20. Укажите год, когда произошли события, о которых говорится в первом абзаце отрывка. Укажите название партии, пропущенное в первом абзаце отрывка. Назовите фамилию премьера, пропущенную в отрывке.

21. Что, по мнению автора, придало Третьей Думе «деловую значительность» в сравнении с её двумя «мятежными предшественницами»? Как оценивает автор значение думской деятельности для развития общественной жизни Российской империи? Укажите любые два положения.

22. Укажите любые три мероприятия, проведённые премьером, имя которого пропущено в первом абзаце отрывка.

23. В период правления Михаила Фёдоровича Романова «на Руси установилось двоевластие царя и патриарха». Назовите любые две причины, которые способствовали складыванию данной ситуации. Как эволюционировали отношения государства и церкви в России в период правления царя Алексея Михайловича? Приведите любое одно положение.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«В эпоху “застоя” СССР пережил системный кризис, охвативший различные сферы жизни общества».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019-1054 гг.; 2) март 1881 г. — октябрь 1894 г.; 3) март 1953 г. — октябрь 1964 г. В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.