ЕГЭ 2018. История

ВАРИАНТ 7

Часть 1

Ответами к заданиям 1-19 являются последовательность цифр или слово (словосочетание). Сначала укажите ответы в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Брусиловский прорыв

2) разгром Англией Непобедимой армады

3) сражение при Гангуте

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду 1945-1953 гг.

1) «холодная война»: 2) Карибский кризис; 3) «дело журналов “Звезда” и “Ленинград”»; 4) Корейская война; 5) «план Маршалла»; 6) «дело Пастернака».

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Политическая ситуация, сложившаяся в России в 1917 г. и характеризующаяся одновременным существованием власти Временного правительства и Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Ответ:___________________________

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Автор документа был участником движения декабристов.

2) Описываемые в отрывке события относятся к 1830-м гг.

3) Автор документа придерживался крайне консервативных взглядов.

4) Описываемые в отрывке события относятся к 1870-м гг.

5) В формировании взглядов участников упоминаемой в отрывке организации большую роль сыграли Отечественная война 1812 г. и Заграничные походы русской армии.

6) Современниками описываемых в отрывке событий были С.Л. Перовская и А.И. Желябов.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

7. Что из перечисленного относится к периоду Гражданской войны в России? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) провозглашение России республикой

2) введение всеобщей трудовой повинности

3) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

4) создание Добровольческой армии

5) образование СССР

6) введение красного террора

Ответ:

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Группу бойцов, оборонявшую в течение почти двух месяцев дом в центре Сталинграда, возглавлял ____________________________.

Б) Сражение под _________________________ было одним из крупнейших танковых сражений Второй мировой войны.

B) Оборона Севастополя длилась _____________________________.

Пропущенные элементы:

1) 73 дня

2) Я.Ф. Павлов

3) Прохоровка

4) Калач-на-Дону

5) 250 дней

6) Н.И. Кузнецов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

10. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и напишите фамилию государственного деятеля, пропущенную в тексте.

«Выше я поставил вопрос: была ли организация, был ли троцкистско-зиновьевский террористический центр? Отвечаю: да, он был, он возник в 1932 году. Я считаю абсолютно доказанным личными показаниями буквально всех подсудимых, что этот центр был организован на террористической основе, что центр действовал террористическими методами, не брезгуя самыми грязными и циничными способами борьбы. Я считаю абсолютно доказанным, что этим центром был подготовлен ряд террористических покушений на Украине, в Москве и в Ленинграде. Наконец, этим центром было подготовлено и осуществлено в Ленинграде убийство первого секретаря Ленинградского обкома партии __________________».

Ответ:____________________________.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) поход «тысячи» Дж. Гарибальди

2) возникновение английского парламента

3) XVII в.

4) XIX в.

5) Итальянский поход российской армии под командованием А. В. Суворова

6) начало Тридцатилетней войны

7) осада Козельска войсками хана Батыя

8) подписание Столбовского мира со Швецией

9) XVI в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

12. Прочтите отрывок из исторического источника.

«Московские дела всё ещё в прежнем положении, и со дня на день становятся затруднительнее. Но чем менее способов к взятию Смоленска и чем более трудностей к достижению владычества над всею Россиею, тем более его величество решается не двигаться с места и не возвращаться без какого-либо блестящего и храброго подвига. Осада продолжается целые семь месяцев, и во всё это время королевские войска своими орудиями не произвели в стене ни одного пролома, а осаждённые не сделали ни одной вылазки.

Лжедмитрий, подозревая поляков, бывших в его армии, особенно после того как посетили его стан королевские послы, бежал, боясь, по словам его, быть изрубленным в куски. За ним последовали многие поляки и москвитяне; прочие остались в стане, в нескольких вёрстах от города Москвы. После бегства Лжедмитрия оставшиеся как поляки, так и москвитяне, послали своих послов к королю: москвитяне поддавались королю в том случае, если он даст им в цари, т. е. кесари или императоры, старшего своего сына на известном договоре; поляки изъявили покорность его величеству с условием, чтобы им дано было жалованье и всё, что обещал им Лжедмитрий, если бы при помощи их достиг престола.

Король на всё согласился, несмотря на то что эти обещания, по общему мнению, несбыточны».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных

суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.'

1) Период, к которому относятся описываемые автором события, получил название Смуты.

2) Упоминаемый в тексте Лжедмитрий также известен как беглый монах Григорий Отрепьев.

3) В отрывке упоминается король Речи Посполитой Сигизмунд III.

4) Упоминаемый в тексте стан, расположенный недалеко от Москвы, находился в селе Тушино.

5) Упоминаемая в тексте осада Смоленска закончилась поражением интервентов.

6) Автор пишет о готовности части россиян видеть упоминаемого в тексте короля на русском престоле.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Напишите название войны, события которой отражены на схеме.

Ответ: _______________________________________________________.

14. Закончите предложение: «События, отражённые на схеме, произошли в тысяча девятьсот _________________ году». Ответ запишите словом.

Ответ: _______________________________________________________.

15. Укажите полководца, осуществлявшего непосредственное командование отражёнными на схеме действиями российских войск.

Ответ: ______________________________________________________ .

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Операция российских войск, отражённая на схеме, была осуществлена силами одной армии.

2) Верховным главнокомандующим российской армией в период отражённых на схеме событий был император Николай II.

3) Противником России на фронте, отражённом на схеме, были только германские армии.

4) В результате отражённой на схеме операции российские войска заняли Львов.

5) Государство, обозначенное цифрой «1», вступило в войну, события которой отражены на схеме, на стороне России и её союзников.

6) Война, события которой отражены на схеме, завершилась для России подписанием сепаратного мира с Германией.

Ответ:

17. Установите соответствие между деятелями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ: 

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная почтовая марка посвящена юбилею художника, бывшего инициатором создания Товарищества передвижных художественных выставок.

2) Данная почтовая марка была выпущена в год, когда начала проводиться экономическая реформа, которую называют «косыгинской».

3) Картина, изображённая на марке, написана в стиле классицизма.

4) Событие, юбилею которого посвящена данная марка, произошло в годы правления Александра I.

5) Художник, юбилею которого посвящена марка, является автором картин «Меншиков в Берёзове» и «Переход Суворова через Альпы».

Ответ:

19. Какие из представленных памятников культуры были созданы в той же половине века, когда была написана картина, изображённая на данной почтовой марке? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти памятники.

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20-25) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи современника событий

«Его старший брат взошёл освободителем в Париж, окружённый свитой королей и венценосцев, которых он удерживал от грабежа и насилия. Но брат был как-то потерян после победы, он чувствовал, что дальше идти путём самовластья было невозможно и печально шёл склоняя голову навстречу 14 Декабря, не имея силы ни овладеть событиями, ни уступить им.

То же сознание, с другой стороны, доказал колоссальный заговор, в котором участвовали передовые люди всех деятельных слоёв русской жизни. Оставаться долее под гнётом неограниченного самовластья было так нестерпимо, что горсть героических людей гордо бросила вызов царской власти “в самой пасти льва”, как сказал Мишле. Сила одолела мысль.

__________________________ остановил своей холодной и тяжёлой рукой рвущуюся вперёд молодую жизнь, задержал всякое движение и достиг — чего? Тридцатого года своего царствования над мёртвой тишиной задавленного молчащего народа; скованная Польша едва дышала, русская литература остановилась, 14 декабря было побеждено, и он — представитель и глава реакции в Европе, захотел наконец попробовать свои силы.

И этот тридцатый год сделался для него годом страшного искупления. С бессильным гневом, с сожигающим стыдом _________________________ увидел своё войско, так хорошо обученное им метать ружьём, — побитое неприятелем; свои суды, управы, советы — наполненные ворами. Окружённый доносчиками, двумя-тремя полициями, он знал всякое либеральное четверостишие, писанное каким-нибудь студентом, всякий неосторожный тост, произнесённый каким-нибудь молодым человеком, но не имел средства узнать истину, добраться до правды во всём остальном.

Возле него, рядом, становилась нагло другая власть, неуловимая, вездесущая, кравшая разом позолоту с его трона и железо с крестьянского плуга, не допускавшая одной рукой паёк до солдата и вырывавшая другой последний кусок хлеба у крестьянина.

За несколько месяцев до своей смерти (рассказывали газеты) ___________________ , рассерженный кражею инвалидных сумм, сказал, что он знает одного человека на службе, который не крадёт, и этот человек он сам.

Какое сознание слабости, и какая казнь! _________________________ умер под её тяжестью».

20. Укажите императора, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, и годы его правления. Назовите его старшего брата, упоминаемого в тексте.

21. О каком сознании, возникшем в обществе, пишет автор в двух первых абзацах текста?

Как автор характеризует итоги царствования императора, имя которого неоднократно пропущено в тексте? Укажите два положения.

22. Привлекая исторические знания, укажите три не упомянутые в отрывке внутриполитические мероприятия, осуществлённые в годы правления императора, имя которого неоднократно пропущено в тексте.

23. После того как государство Русь распадается на отдельные территории, в землях, где были особенно сильны вечевые традиции, устанавливается республиканская форма правления. Укажите одну из территорий, где после распада государства Русь установилась республиканская форма правления. Укажите две причины сохранения на этих территориях института княжеской власти.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Процесс коллективизации положительно отразился на социально-экономическом и культурном развитии советской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1389-1425 гг.; 2) январь 1725 г. — июнь 1762 г.; 3) март 1985 г. — декабрь 1991 г. В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.