ЕГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Подготовка к написанию сочинения

Ответы к разделу «Пишем комментарий к проблеме»

1.

2. В тексте говорится о книгах.

3. Повествование.

4. Соответствует.

5. Какую роль играют книги в процессе воспитания детей? Могут ли книги оказать влияние на этот процесс и насколько сильным оно может быть?

(Проблема влияния книг на формирование личности человека)

7. Позиция автора. Ю. Лотман убеждён в том, что книги играют очень важную роль в процессе формирования личности. Они во многом определяют систему нравственных ценностей человека.

Примерный вариант первой части сочинения.

2.

2. В тексте говорится о книгах.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5-7. В тексте Д. Мильтона поднимается проблема роли хороших книг в истории человечества.

Размышляя над данной проблемой, автор сравнивает уничтожение книги с убийством человека, ведь, убивая книгу, человек «убивает самый разум». Чтобы донести мысль о недопустимости варварского обращения с книгой, Мильтон использует однокоренные слова («убить», «убивает»), синонимы («уничтожает», «убивает»). Развёрнутая метафора («хорошая книга — драгоценный жизненный сок творческого духа, набальзамированный и сохранённый как сокровище для грядущих поколений») помогает автору показать значение книги в нашей жизни.

Так автор подводит читателя к мысли о том, что книги играют очень важную роль в жизни человечества: они являются воплощением разума, творческого духа предыдущих поколений.

3.

2. В тексте говорится об одиночестве.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как избавиться от одиночества?

(Проблема одиночества/Проблема взаимоотношений между людьми)

7. Позиция автора. Л. Киселёва считает, что, для того чтобы стать человеком, который интересен людям, и избавиться от одиночества, надо работать над собой, совершенствовать свои личностные качества.

4.

2. В тексте говорится о музыке.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5-7. Какое влияние оказывает музыка на человека? Почему нужно стараться полюбить искусство музыки? Именно эти вопросы волнуют композитора Д. Шостаковича. Размышляя над данной проблемой, автор замечает, что научиться понимать и любить музыку — нелёгкое дело, ведь знатоками её «не рождаются, а становятся». Тем, кто хочет научиться этому, композитор даёт совет слушать музыку, любить и изучать «великое искусство музыки». Если человек сумеет её полюбить, то, по мнению автора, ему откроется «целый мир высоких чувств, страстей, мыслей» и он сможет найти в самом себе «новые, неведомые» силы. Чтобы передать своё отношение к музыке, автор использует эпитеты: «великое искусство», «высокие чувства», «неведомые силы».

Д. Шостакович убеждён в том, что музыка делает человека «духовно богаче, чище, совершеннее» и что, если человек будет знать и любить музыку, его жизнь станет (богаче и) разнообразнее.

5.

2. В тексте говорится о школьных друзьях.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Какую роль играет школьная дружба в жизни человека?

(Проблема роли школьных друзей в жизни человека)

7. Позиция автора. Ю. Нагибин считает, что школьные друзья помогают человеку чувствовать себя защищённым.

6.

2. В тексте говорится о вымысле в литературе.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Как соотносятся художественный вымысел и реальность?

(Проблема соотношения художественного вымысла и реальности)

7. Позиция автора. В. Брюсов считает, что художественный вымысел, являясь реальностью для автора, входит в сознание читателей, зрителей, слушателей, становясь реальностью и для них.

7.

2. В тексте говорится о восприятии нами природы.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как русское искусство (пейзажная лирика, музыка, живопись) способствует нашему восприятию, пониманию родной природы?

(Проблема восприятия природы)

7. Позиция автора. В. Солоухин считает, что родную природу мы воспринимаем «организованно и культурно», так как это восприятие соединяется с нашими эмоциями, вызванными русской пейзажной поэзией, музыкой, живописью.

8.

2. В тексте говорится о корсаке.

3. Верно.

4. Соответствует.

5. Как нужно относиться к природе? Можно ли потребительски относиться к природе? (Проблема отношения к природе)

7. Позиция автора. Ю. Друнина уверена в том, что бездумное, безответственное, потребительское отношение к природе недопустимо.

9.

2. В тексте говорится о перечитывании книг.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Почему люди перечитывают любимые книги?

(Проблема чтения)

7. Позиция автора. Д. Пеннак считает, что люди перечитывают любимые книги для того, чтобы ещё раз испытать удовольствие от чтения и открыть для себя что-то новое в давно известном тексте.

10.

2. В тексте говорится о природе.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Что нужно сделать, чтобы сохранить существующих животных?

(Проблема отношения к окружающему миру)

7. Позиция автора. Ю. Дмитриев убеждён в том, что, для того чтобы сохранить все существующие виды животных, особенно те, которые находятся на грани исчезновения, человечеству надо принимать срочные меры: необходимо преодолеть потребительское отношение к природе, нужно воспитывать уважение к окружающему нас миру.

11.

2. В тексте говорится об искусстве.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Чем отличаются высокие произведения искусства? Что делает произведение искусства шедевром?

(Проблема совокупности многих качеств, делающих произведение искусства шедевром) 7. Позиция автора. В. Фаворский считает, что высокие произведения искусства отличаются многими качествами, делающими их гармоничными, и на первом месте стоит точность художника в отборе средств: цвета, линии и т.д.

12.

2. В тексте говорится о языке.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Каковы причины создания писателями новых слов?

(Проблема появления в языке новых слов)

7. Позиция автора. К. Ваншенкин считает, что причиной создания писателем нового слова часто являются глобальные изменения в жизни общества.

13.

2. В тексте говорится о людях, которые критически относятся к своему времени.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Почему иногда люди хотят жить в другие времена и критически относятся к своему времени?

(Проблема отношения человека к своему времени/своей эпохе)

7. Позиция автора. Е. Богат считает, что люди, ругающие своё время и желающие жить в другие времена, вероятно, просто лишены волевых качеств, которые помогли бы им справляться с проблемами современности.

14.

2. В тексте говорится о друге рассказчика.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Какого человека можно считать нравственным идеалом?/Какими качествами должен обладать такой человек?

(Проблема нравственного идеала)

7. Позиция автора. Ю. Нагибин убеждён, что самым ценным в человеке является его нравственная чистота, порядочность, ответственность и надёжность.

15.

2. В тексте говорится о литературе.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. В чём состоит задача писателя? Как его мастерство связано с восприятием художественного произведения читателем?

(Проблема писательского мастерства/Проблема взаимосвязи мастерства писателя с влиянием художественного произведения на читателя)

7. Позиция автора. В. Солоухин считает, что писатель должен выражать своё мнение не прямо, а опосредованно, но его позиция, должна быть однозначна и понятна читателю. Мастерство писателя заключается в его способности пробуждать мысли и чувства читателя, побуждать его к действию.

16.

2. В тексте говорится о памятниках истории и территории вокруг них.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как относиться к памятникам старины?

(Проблема отношения к памятникам старины)

7. Позиция автора. Н. Рерих считает, что необходимо бережно относиться не только к самим памятникам старины, но и к территории вокруг них.

17.

2. В тексте говорится о фразёрах и о тех, кто действительно хочет приносить пользу обществу.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Как должен вести себя человек, желающий приносить пользу обществу?

(Проблема активной жизненной позиции)

7. Позиция автора. Ф. М. Достоевский уверен, что если человек хочет приносить пользу окружающим, он должен это делать, невзирая ни на что. А тот, кто оправдывает своё бездействие тем, что он одинок и слаб, является, с точки зрения автора, фразёром и лентяем.

18.

2. В тексте говорится о бульваре как части городского пространства.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как влияют любимые места в городе на состояние, настроение человека?

(Проблема отношения человека к любимым местам в своём городе/Проблема влияния любимых мест в городе на человека)

7. Позиция автора. Е. Богат считает, что у человека, любящего свой город, обычно есть в нём любимые места (улица, бульвар, площадь), которые благотворно влияют на его душевное состояние, места, где он любит побыть в одиночестве, поразмышлять.

19.

2. В тексте говорится о любви к Родине (о патриотизме).

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Как «вырастает» и в чём проявляется любовь человека к Родине?

(Проблема формирования патриотизма)

7. Позиция автора. Д. Лихачёв убеждён в том, что любовь человека к Родине, начинаясь с любви к окружающему (семье, дому, школе), «проходя» через любовь к родному месту, родной природе, к землякам, «вырастает» в любовь к своей стране, к своему народу. И такая «очерёдность» обязательна.

20.

2. В тексте говорится о случае из жизни А. П. Чехова и И. И. Левитана, связанном с охотой.

3. Верно.

4. Не соответствует.

5. Как относиться к охоте? Можно ли оправдать убийство беззащитных зверей и птиц? (Проблема отношения к охоте)

7. Позиция автора. Чехов, чьё письмо цитирует Н. Телешов, убеждён в том, что охота — это глупое, безжалостное убийство беззащитных живых существ.

21.

2. В тексте говорится о книге как о культурном явлении.

3. Неверно: в тексте используется рассуждение.

4. Соответствует.

5. Какую роль играет книга в истории человечества, в его развитии?

(Проблема роли книги в истории человечества)

7. Позиция автора. А. И. Герцен считает, что в книге отражена вся жизнь человечества, его история, та информация, которую человечество передаёт из поколения в поколение, поэтому книгу следует уважать.

22.

2. В тексте говорится о творческом труде.

3. Верно.

4. Соответствует.

5. Как нужно относиться к своему труду/главному делу жизни?

(Проблема отношения к труду/главному делу жизни)

7. Позиция автора. Ю. Калашников убеждён в том, что человек, увлечённый своим делом, может много и напряжённо работать до последних дней жизни.

23.

2. В тексте говорится о новом искусстве.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Всегда ли современники верно оценивают новые произведения искусства?

(Проблема оценки произведений искусства современниками)

7. Позиция автора. М. Веллер считает, что современники далеко не всегда верно оценивают произведения искусства, особенно если эти произведения опережают своё время. Истинную оценку дают история и время.

24.

2. В тексте говорится о шофёрах, перевозивших грузы по Дороге жизни в осаждённый Ле

нинград во время Великой Отечественной войны.

3. Верно.

4. Не соответствует.

5. В чём проявлялся героизм во время Великой Отечественной войны?

(Проблема героизма/подвига)

7. Позиция автора. К. Ваншенкин считает, что величайший подвиг совершили во время войны водители грузовиков, перевозившие людей и продовольствие по Дороге жизни (по льду Ладожского озера), спасшие тысячи жителей осаждённого Ленинграда.

25.

2. В тексте говорится о восприятии произведений музыки и литературы.

3. Неверно: в тексте используется рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как соотносятся субъективное и объективное начало при восприятии произведения искусства? Где граница между интерпретацией и произволом в понимании художественного текста?

(Проблема понимания литературного произведения)

7. Позиция автора. Ю. Карякин считает, что восприятие произведения художественной литературы — очень сложный процесс. И в нём важно следовать за автором, за текстом, а не подменять авторскую позицию своими представлениями.

26.

2. В тексте говорится об исторической памяти людей.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Почему нужно ли помнить о своих предках?

(Проблема отношения к своим предкам/Проблема исторической памяти)

7. Позиция автора. И. Волгин убеждён в том, что необходимо интересоваться своим генеалогическим древом, предшествующими поколениями, так как память о них — «важнейший признак культуры».

27.

2. В тексте говорится о поведении человека в трудной ситуации, о тактичности.

3. Верно.

4. Не соответствует.

5. Как нужно вести себя в трудной ситуации по отношению к не очень хорошо знакомому человеку? Что такое тактичность? Что такое интеллигентность? В чём она проявляется? (Проблема поведения человека в трудной нравственной ситуации/Проблема нравственного выбора/Проблема моральной поддержки тех, кто в этом нуждается)

7. Позиция автора. Е. Юнгер считает, что если человек, даже не очень близкий, оказывается в трудной жизненной ситуации, необходимо поддержать его. Автор считает, что истинно интеллигентный человек умеет деликатно, ненавязчиво оказывать помощь тому, кто в этом нуждается.

28.

2. В тексте говорится об отношении к своей профессии известного актёра М. С. Щепкина.

3. Рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как относится к своему делу взыскательный человек?

(Проблема отношения к своему делу)

7. Позиция автора. С. Аксаков убеждён в том, что каким бы знаменитым ни был человек, если он по-настоящему увлечён своим делом, то он будет совершенствоваться постоянно.

29.

2. В тексте говорится о помощи, которую оказывали Красной Армии во время Великой

Отечественной войны люди, жившие в тылу.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Какую роль сыграли труженики тыла в годы Великой Отечественной войны?

(Проблема роли тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны/Проблема единения страны перед лицом врага в годы Великой Отечественной войны)

7. Позиция автора. К. Ваншенкин убеждён, что в общее дело победы над врагом внесли свой вклад и бойцы Красной Армии на фронте, и люди, трудившиеся во время войны в тылу. И в этом единении народа — основная причина победы над фашизмом.

30.

2. В тексте говорится об отношении супругов Ивановых к девушке, которую они когда-то

хотели удочерить, но не сделали этого.

3. Неверно.

4. Не соответствует.

5. Легко ли сделать нравственный выбор? Всегда ли выбор, который делает человек, является единственно верным? Какова ответственность человека за свой нравственный выбор?

(Проблема нравственного выбора)

7. Позиция автора. И. Стрелкова убеждена, что взрослые люди должны нести ответственность за свой нравственный выбор.

31.

2. В тексте говорится о предстоящей женитьбе героя и его размышлениях по этому поводу.

3. Неверно: в тексте используется рассуждение.

4. Не соответствует.

5. Как выбрать спутника жизни? Можно ли жениться/выходить замуж без любви? (Проблема выбора спутника жизни)

7. Позиция автора. А. Чехов считает, что брак по расчёту не может быть счастливым. Он сочувствует герою, который страдает из-за того, что любимая девушка приняла его предложение, не любя его.

32.

2. В тексте говорится о моральном облике людей.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Связан ли моральный облик человека с уровнем его благосостояния?

(Проблема взаимосвязи морального облика человека с уровнем его благосостояния)

7. Позиция автора. С точки зрения В. Солоухина, нет связи между моральными принципами человека и уровнем его благосостояния: есть бедные жулики и высоконравственные богатые люди, так же как есть благородные бедняки и богатые мерзавцы. Моральный облик человека зависит от воспитания и господствующих в это время нравов общества.

33.

2. В тексте говорится о чтении.

3. Рассуждение.

4. Соответствует.

5. Где найти время для чтения книг? Можно ли считать повседневные заботы человека уважительной причиной для того, чтобы не читать книги?

(Проблема необходимости чтения книг)

7. Позиция автора. Д. Пеннак убеждён, что человек, любящий читать и получающий от этого удовольствие, всегда найдёт время для чтения книг.