Ошибки, связанные с нарушением грамматических норм
При проверке и оценке вашего сочинения учитывается и речевая грамотность. Приведённый ниже материал поможет при квалификации разных типов ошибок.
Речевые ошибки
Речевая (в том числе стилистическая) ошибка — это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.
«Речевые ошибки — это нарушение норм языка в устных и письменных сообщениях. Они связаны с отступлениями от норм литературного языка и нарушениями правильности речи».
К речевым (в том числе стилистическим) ошибкам следует относить:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление слов и выражений другого стиля;
3) неуместное использование экспрессивных, эмоционально окрашенных средств;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений, синонимов и антонимов;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости (слова в русском языке сочетаются друг с другом в зависимости от их смысла; от традиций употребления, вызванных языковой практикой (слова с ограниченной сочетаемостью);
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
8) повторение или двойное употребление в словесном тексте близких по смыслу синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) бедность и однообразие синтаксических конструкций;
11) использование канцеляритов, неуместных речевых шаблонов;
12) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Конечно же, идеальных работ, в которых отсутствуют речевые ошибки, очень мало, но всё же стремиться к этому нужно обязательно. Многие стилистические погрешности, которые учащиеся допускают в своих сочинениях, проверяющим предлагается относить к «стилистическим недочётам». Например: необоснованное смешение слов различной стилистической окраски, неудачное употребление экспрессивных, эмоционально окрашенных слов и выражений, а также немотивированное внедрение диалектных и просторечных слов и выражений.
К наиболее часто встречающимся речевым ошибкам относятся следующие:
1. Неразличение (смешение) паронимов: Автор предоставляет (вместо представляет) нашему вниманию...; Обломова всё же можно назвать обонятельным (вместо обаятельным) человеком.
2. Ошибки в выборе синонима: В конечной части своего романа автор подводит итог.
3. Ошибки при употреблении антонимов в построении антитезы: Катерина была, вероятно, чиста душой, но не красива внешне.
4. Нарушение лексической сочетаемости: Он погиб благодаря своей лени. Вопреки обрушившегося на него счастья, он всё равно был расстроен.
Грамматические ошибки
Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических.
Грамматические ошибки — это ошибки в основном в управлении словами в словосочетаниях и предложениях. От слова «грамматика» — раздела языкознания, который изучает строй языка — построение осмысленных речевых конструкций.
Например, грамматической ошибкой будет написание неправильного склонения слова: деревья в вишнёвом саду, но действия в «Вишнёвом саде».
Грамматическая ошибка — это ошибки в структуре слова, словосочетания или предложения.
Пример: «удивляюсь его силой» вместо «удивляюсь его силе»; «благородность» вместо «благородство», «облаки» вместо «облака» и так далее.
Иногда учащиеся путают грамматические и орфографические ошибки. Это не удивительно. Их различают специалисты. Для многих учащихся они являются одинаковыми — это ошибки в словах, в буквах.
Речевую ошибку можно заметить только в контексте. Грамматическая ошибка может быть допущена как в письменной, так и в устной речи, её можно не только увидеть, но и услышать. Например: ехай, ляжь, бежат.
Грамматические ошибки состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесённости глагольных форм, в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в нарушении границ предложения.
Когда вы выполняете задания тестовой части, то в номере 7 есть вопрос, связанный с грамматическими ошибками в предложениях. Будьте внимательны! Выучив в момент подготовки к этому заданию варианты ошибок, старайтесь не допускать их в своём сочинении!
Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:
1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Чтобы стать настоящим патриотом, нужна смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);
2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Эта работа будет приносить автору столько восторга, как ни одна другая.
3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Человек способен выдержать все трудности. Будет верен своему делу.
4) неправильное построение сложносочинённого предложения: Добрый человек не только относится к своим близким по-доброму, а который и к другим людям испытывает те же чувства. (Надо: Не только..., но и....)
Довольно часто речевые недочёты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно; в этом случае, как правило, снижают оценку по критерию 6, а не по 10. Недочёты менее строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ.
Таким образом, если вы хотите, чтобы по данным критериям у вас был максимальный балл, постарайтесь сделать вашу речь точной, логичной, выразительной и грамотной, то есть такой, чтобы проверяющий мог отметить «богатство речи» экзаменуемого.
Не следует забывать также о таком коммуникативном качестве, как богатство речи. Богатство речи — это набор языковых средств (лексических, грамматических, стилистических), которыми владеет и умело пользуется в соответствии с ситуацией отдельный человек. Богатство речи определяется способностью человека выразить одну и ту же мысль разными способами. (А это именно то, что вам необходимо, когда вы несколько раз в своём сочинении пытаетесь ответить на проблемный вопрос предложенного текста: в авторской позиции, в высказывании своей точки зрения, в микровыводах к первому и второму аргументу и в заключении-выводе.)
Для достижения этого качества речи необходимо пополнять свой словарный запас путём чтения литературы, периодической печати, обращать внимание на грамматические и стилистические особенности читаемых текстов, вдумываться в оттенки значений слов, замечать штампы, избитые фразы.