Подготовка к ЕГЭ - материалы к сочинениям

Кто ещё из русских поэтов прибегал в своём творчестве к приёму цветописи и в чём его различие и сходство с реализацией этого приёма у С. А. Есенина?

Отвечая на вопрос, укажите, что «цветные строки» русских поэтов создают неповторимый мир человеческого и природного бытия, в котором богатство красок свидетельствует о полноте жизни.

Вспомните, что золото и лазурь лермонтовских морских пейзажей («Парус») соседствует с пастельными тонами его деревенских зарисовок. Так, в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» счастье разлито в «тени сладостной зелёного листа», в неге, которую дарует «душистая роса», «румяный вечер», приветливый «ландыш серебристый». Неяркие краски родной земли подтверждают, что веру поэта питает национальная почва. Рассмотрите палитру тютчевских и фетовских сезонных пейзажей («Полдень», «Есть в осени первоначальной...», «Ещё майская ночь»).

Отметьте, что в цветовой палитре А. А. Блока розовый, белый и лиловый символизируют чистоту, ясность, небесное начало, а, например, синий обозначает измену, определяя принадлежность явлений к тёмному, ночному миру. Поясните, что образный строй «Незнакомки» представляет собой хаотичное соединение высшего и низшего, божественного и дьявольского, ведь «очи синие, бездонные цветут» «на дальнем берегу».

А в стихотворении «Россия» по-тютчевски и некрасовски «серые избы» соседствуют с расписными спицами, по-народному пёстрыми.

Проиллюстрируйте свой ответ примерами «белых строк» Б.Л. Пастернака («Зимняя ночь», «Снег идёт»), Н. Н. Моршена («Белым по белому»), Е. А. Евтушенко («Идут белые снеги»), А. А. Вознесенского («Белый шиповник, дикий шиповник...») и др. Приведите в качестве примеров шафрановую и жаркую охру солнца в пастернаковском «Августе», густую синеву, огненность, а также чёрно-белую магию его «Сосен», «Февраля...». Прокомментируйте символику «смуглого» цвета у А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой, живописные этюды В. В. Маяковского.

В заключение подчеркните роль словесной живописи в создании оригинальных поэтических образов, оцените мастерство поэтов в отборе слов-красок, передаче с их помощью психофизического состояния лирического героя, авторской эмоционально-экспрессивной оценки.