Подготовка к ЕГЭ - материалы к сочинениям

Назовите средства поэтики, с помощью которых А. П. Чехов формирует в комедии «Вишнёвый сад» ситуации неуспешного контакта и непродуктивного общения героев.

Обдумывая структуру и содержание сочинения, сосредоточьте ваше внимание на своеобразии системы поэтических средств А. П. Чехова. Вспомните, что содержание пьес этого драматурга обычно сводят к одной проблеме — отсутствию взаимопонимания между людьми. Пророческими воспринимаются слова чеховской героини о том, что «мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг...»

Переходя к формированию развёрнутого суждения на данный вопрос, укажите, что в пьесе «Вишнёвый сад» общение персонажей друг с другом не способствует их общности, а, напротив, провоцирует непонимание и отчуждение.

Выясните, какими способами формирует драматург ситуации такого непродуктивного общения. Приведите примеры использования приёма «плавающего контакта» и охарактеризуйте его суть. Для этого обратитесь к содержанию первого действия пьесы.

Покажите, что персонажи общаются между собой исключительно для поддержания контакта, главной особенностью которого становится быстрая перемена тем. Так, например, в ожидании приезда Раневской Лопахин вспоминает о своём детстве, Дуняша рассказывает о том, что Епиходов ей сделал предложение, тот, в свою очередь, жалуется на скрипучие сапоги и российский климат и т.д. Так возникает знаменитый чеховский парадокс: общение, единственной целью которого является поддержание «плавающего» контакта, принимает форму «общения ради общения», которая не сближает, а разъединяет людей.

Покажите, что непонимание может возникнуть и вследствие того, что эмоциональное состояние говорящего противоположно состоянию слушающего. Когда радостная, взволнованная Дуняша стремится рассказать Ане о новостях, та демонстративно уклоняется от разговора. Автор подчёркивает это ремарками: Дуняша «смеётся, целует её» — «Аня (вяло) Опять что-нибудь...» Эмоциональная блокировка контакта мешает общению и пониманию друг друга.

Отчуждение персонажей, проявляющееся в чеховской пьесе в виде утраты эмоциональной связи, может возникнуть в силу овладевшей героем идеи: Лопахин настойчиво и напористо продвигает свою идею спасения имения — хозяева вишнёвого сада возмущаются (Гаев дважды называет всё это «чепухой») и прерывают обсуждение самого злободневного вопроса.

Осложнением общения могут стать препятствия-раздражители: бессмысленные слова, искажённые грамматически, глупости или скучные разговоры, высокопарности, официальная речь, отклонения от темы.

«Лопахин. Да, время идёт. Гаев. Кого?»; «Гаев. Я человек восьмидесятых годов... Не хвалят это время, но всё же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать! Надо знать, с какой... Аня. Опять ты, дядя! Варя. Вы, дядечка, молчите.

Фирс (сердито). Леонид Андреич!»

Отметьте, что одной из форм неуспешного общения персонажей является шум. Вспомните, что мир А. П. Чехова считается одним из самых шумных в русской классике. Практически в каждом его произведении есть свой шумовой фон. который может либо негативно воздействовать на психику (крик, вопль, ругань, визг), либо оказывать позитивное влияние (шум моря, леса и т.д.). Шум в «Вишнёвом саде» — препятствие к контакту.

В качестве вывода отметьте, что проблема непонимания тесно связана у А. П. Чехова с проблемой неуспешных контактов. Общение чеховских героев оказывается нестабильным. Оно может в любую минуту прерваться, ему препятствуют разного рода раздражители, шумовые детали, отсутствие эмоциональной заинтересованности.