Литература: новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Когда направлений не было

Представьте себе такие времена, когда ни творческих методов, ни направлений не существовало. Искусство, разумеется, было, а вот направлений не было. Странно? Ещё бы! Ведь мы только что говорили о принципиальной важности метода для создания художественного мира произведения. Но и противоречия здесь нет. Творческий метод может появиться лишь на очень высокой ступени развития цивилизации, когда люди отчётливо понимают роль и значение искусства, а художники осознают специфику творчества и открывают для себя законы, которым оно подчиняется.

Трудно говорить о творческих методах, существовавших в древних цивилизациях (шумеро-аккадской, древнеегипетской, античной). Эти цивилизации, безусловно, достигли очень высокого уровня развития, и их представители прекрасно осознавали роль и значение искусства. Но мы пока недостаточно изучили своеобразие «мёртвых» цивилизаций, и нам все искусства того времени кажутся похожими, ведь мы сравниваем искусство других цивилизаций лишь со своим собственным, опираясь на свои эстетические представления.

Иное дело наша, европейская цивилизация. Она зародилась достаточно давно и развивалась параллельно со стареющей античной цивилизацией. Вспомните, Древний Рим воевал с кельтами и германцами, а средневековая Русь устанавливала контакты с Византией. Истоки нашей цивилизации не в античном обществе, а в жизни племён, населявших Европу уже два с половиной тысячелетия назад. Например, кельтская «культура кубков» датируется 2000 г. до н.э.! Именно «варварские племена» нанесли решающий удар Римской империи, и их культура породила цивилизацию, пришедшую на смену погибшей античной.

Можно с уверенностью утверждать, что на протяжении первых пяти столетий нашей эры европейские племена выступали не учениками, а партнёрами античной цивилизации, активно участвуя в культурном обмене между всеми народами, населявшими Европу.

Для раннего средневекового искусства был характерен синкретизм, то есть нерасчленённость составляющих это искусство элементов. Любое литературное произведение рассматривалось не как творческий вымысел, а как сложное сочетание исторических фактов, примеров нравственного поведения, юридических норм и т.п. Художественный мир воспринимался средневековым человеком как прямое отражение реального мира.

Синкретичность средневекового искусства очень ярко проявилась в агиографии1. Жанр жизнеописаний святых был тогда чрезвычайно популярен. Но в повествованиях о деяниях особо почитаемых святых причудливо переплетались исторические факты и вымысел, авантюрный сюжет и христианская дидактика.

Принципы организации художественного мира средневекового произведения существенно отличались как от принципов, лежащих в основе античной литературы, так и от эстетических посылок литературы более поздних эпох (Возрождения и последующих). Дело в том, что значительная часть средневековой литературы, причём представления подлинными шедеврами мировой культуры, это фольклорные произведения (мифологический и героический эпос, фабльо, шванки2, средневековая драма и т.п.).

1 Агиография — жизнеописания святых, жития.

2 Фабльо, шванки — средневековые жанры, небольшие сатирические произведения.

В основе средневекового искусства лежал мощный пласт, опирающийся на народное мировое приятие, не чуждый скептицизма, вольномыслия и карнавальности. Да и власть Церкви в Средние века была ещё не такой сильной и страшной, как представляется (достаточно напомнить, что костры инквизиции запылали в Европе только в начале эпохи Возрождения).

Многое из того, что воспринимается современными людьми как фантастика, для средневекового человека выглядело не только правдоподобным, но единственно возможным. Магия, которую мы расцениваем сегодня как откровенную мистику, имела в прошлом сугубо практическое значение и была направлена на достижение материального (урожай) или личного (здоровье) благополучия.

В то же время в средневековом искусстве часто весьма сложно переплетались мифологическое, публицистическое и художественное начала. Разделение на жанры представлялось очень строгим, взаимодействие их (явление, обычное для последующих эпох) началось в средневековом искусстве сравнительно поздно.

Именно жанры в эпоху Средневековья компенсировали отсутствие творческого метода, определяли принципы создания художественного мира того или иного произведения. Так, хроника или летопись предполагали последовательное изображение наиболее важных событий, о которых стало известно автору в конкретный отрезок времени; житие описывало жизнь конкретного святого; героическая песнь определяла нормы поведения на примере какого-то события или чьих-либо деяний и т.п.

Для возникновения творческих методов и литературных направлений требовалось, чтобы люди поняли, осознали, что в основе художественного мира произведения всегда лежат условность и авторский вымысел. Такое важное открытие было сделано в Западной Европе в эпоху Возрождения.