ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
Михаил Юрьевич Лермонтов
Вопросы (к стр. 157)
1. Для обучения будущего поэта бабушка приглашала гувернёра-француза, бонну-немку, учителя-англичанина, чуть позже — А. 3. Зиновьева (грамматика, география, астрономия, история, математика), А. С. Солоницкого (рисование), А. Ф. Мерзлякова, С. Е. Раича.
2. Юного поэта очень интересовали Пушкин и Байрон.
3. В Московском университетском Благородном пансионе Лермонтов изучал языки, историю искусств, математические и словесные науки, этикет.
Тучи
Вопросы и задания (к стр. 159)
1. Поэт обращается к тучкам с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он сам. Лермонтов называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет родины.
2. Тучи — «вечные странники», «вечно холодные, вечно свободные», у них нет «родины», и поэтому они не знают «изгнания», им чужды чувства привязанности и дружбы. Поэт, напротив, живёт в человеческом обществе и подчиняется его законам, у него есть Родина.
3. Словом «изгнанники» поэт обозначает тучки, но это слово относится и к нему самому. Он чувствует себя изгнанником, и с помощью слова «будто» сравнивает судьбу тучек со своею судьбой.
Поэт испытывает чувства, недоступные тучкам: он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы.
4. К описанию севера в этом стихотворении подбирается эпитет «милый», а юг называется «стороной южной» (обычно слова «сторона» сочетается с эпитетом «чужая», думаю, этот эпитет здесь подразумевается).
Три пальмы
Вопросы и задание (к стр. 162-163)
1. Произведение Лермонтова «Три пальмы» названо восточным сказанием, потому что, во-первых, его сюжет действительно напоминает традиционные восточные сказания, а во-вторых, на восточную тематику указывает колорит повествования и отдельные слова: песчаные степи, аравийская земля, пальмы, сыпучие пески, пустыня, ковры, вьюки, верблюд, походные шатры, смуглые руки, чёрные очи, араб, фарис, караван, Пророк.
2, 3. Я думаю, причин гибели пальм две: 1) то, что они возроптали на Бога; 2) разорванность внутренних связей между природой и людьми. Человек совершенно не думает о том, какой вред он наносит своими действиями природе.
Листок
Вопросы и задание (к стр. 164-165)
1. Листок-странник оторвался от родного дуба, полетел в степь, засох, пожелтел, докатился до Чёрного моря, там он встретил молодую чинару, попросил у неё покрова, но она ему отказала. Этот рассказ не только о листке, но и о людях — о потерянном лермонтовском поколении.
Эпитеты (жестокою, гонимый, тоскою глубокой, бедный, суровой, пылен, жёлт, холодное) и олицетворения (прижался, молит, до срока созрел, ношуся один) помогают сделать стихотворение таким грустным.
2. Устно.
3. Вряд ли есть будущее у этого листка, ведь он уже совсем увял, засох, пожелтел — скорее всего, он скоро превратится в перегной... Хотя чинара говорит ему: «Иди себе дальше, о странник!», так что, может, листок так и будет странствовать бесцельно и бесприютно по свету... Но зачем?..