Домашняя работа по литературе за 6 класс

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Фёдор Иванович Тютчев

«Неохотно и несмело...»

Вопросы и задание (к стр. 203)

1.    В стихотворении «Неохотно и несмело...» Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце «смотрит» «неохотно и несмело», земля «принахмурилась». Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе.

2.    Эпитеты и сравнения: ветра теплого, дальний гром, синей молнии струя, пламень белый и летучий, вихрем, сердитей, смелей, смятённая земля.

3.    Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно «смотрит на поля» «неохотно и несмело», в конце «взглянуло // Исподлобья на поля». Земля сначала «принахмурилась», после сердитых и смелых громовых раскатов «Вся смятенная земля» потонула в сиянье.

Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживые существа и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.

4.    В этом стихотворении использован приём звукописи. Особенно видна аллитерация в следующих строках:

Ветра тёплого порывы,

Дальний гром и дождь порой...

***

И раскаты громовые

Всё сердитей и смелей.

Читая эти строки, мы как будто даже слышим, как раскатывается по небу гром.

«С поляны коршун поднялся...»

Вопросы и задание (к стр. 204)

1. По-моему, это стихотворение сначала выглядит как пейзажная зарисовка (первое четверостишие), а во второй части нам открывается совсем другой план — размышление о жизни человека в образной форме. Человек — существо, принадлежащее двум мирам: собственно человеческому, разумному (поэтому-то он и считает себя «царём земли») и природному, биологическому. Человек не может полностью подчинить себе природу, слиться с ней. она сильнее и умнее его, поэтому-то коршун легко поднимается в небо, а человек, даже окрылённый крылатой мыслью, не может достигнуть неба, высшего идеала.

2.    Я думаю, причин тому, что в последней строке Тютчев употребляет устаревшую форму «к земли», может быть две. Во-первых, именно такая форма хорошо рифмуется с предыдущей строкой («в пыли»). А во-вторых, употребление такой торжественной формы рядом с сочетанием «в поте и в пыли» придаёт немного ироничный оттенок в изображении человека: каким бы сильным себя он ни считал и как бы себя ни называл («царём земли» или ещё как), человек все равно слабее и мельче природы, и ему не стоит об этом забывать.

3.    Думаю, настроение при чтении будет меняться: первые шесть строчек нужно читать торжественно, а последние две — со смешанным чувством грусти и иронии.

Листья

Вопросы и задания (к стр. 206)

1.    В первых трёх строфах мы слышим весёлый лепет листьев, а в последней строфе на кроны деревьев налетают резкие порывы ветра: голоса листьев становятся более резкими, убыстряются (во многом благодаря большому количеству звуков С в этих строках).

3.    После прочтения этого стихотворения остаётся радостное настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они по-прежнему активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края вместе с ветрами.

Совершенствуйте свою речь (к стр. 206)

1. «Неохотно и несмело...»: пламень белый и летучий — визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые — звук грома; смятенная земля — земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля — из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;

«С поляны коршун поднялся...»: два живых крыла — крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать — природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;

«Листья»: тощая зелень — иголки сосен и елей; легкое племя — листья; буйные ветры — сильные ветры.