ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
Афанасий Афанасьевич Фет
Вопросы и задания (к стр. 209)
1,2. Устно.
3. «Проникая в сердце природы и человека, Фет познаёт бытие через тонкие намёки, едва видимые приметы в природе или человеческой душе. <...> Фет ценит звук и краску, пластику и аромат. Стремление выразить невыразимое через мгновенную лирическую вспышку, навеять читателю охватившее поэта настроение — одно из коренных свойств поэзии Фета». (Из учебника)
«Ель рукавом мне тропинку завесила...»
Вопросы и задание (к стр. 210)
1. В осеннем лесу у одинокого человека возникло смешанное чувство грусти и веселья, может быть, ожидание изменений в природе и в душе. Это помогают ощутить слова:
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Перелом в настроении наступает, когда поэт слышит, что вдалеке запел охотничий рог. Выражение «Сладостен зов мне глашатая медного!» означает, что ему приятно, сладостно слышать звук рога— «глашатая медного», в который трубят охотники. На охоте человек двигается, чувствует азарт и всеобщее движение, и чувство одиночества автора развеивается при воспоминании об охоте.
2. Устно.
3. Передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу поэту помогают следующие приёмы: ассонанс (частое повторение гласного звука У в первых шести строках вызывает чувство страха), употребление коротких предложений, повторение слова-предложения «Ветер», столкновение в одной строке четырёх слов состояния (шумно, жутко, грустно, весело).
Чередование длинных и коротких строк в стихотворении создаёт мелодию вальса. Особенно это чувствуется в строке:
...Листья кружатся у ног.
«Ещё майская ночь»
Вопросы (к стр. 212-213)
1. Поэт, впервые осознавший свою отделённость от природы в её космической беспредельности, всмотрелся в её лик со стороны и поразился её прелести, гармонии и одухотворенности: звёзды смотрят человеку «в душу», соловей поёт свою «песнь»... Он заново открыл для себя мир природы, а заодно и самого себя. Этим нельзя не восторгаться !
2, 3. «Стихотворение начинается двумя восклицаниями: «Какая ночь! На всём какая нега!» Местоимённое прилагательное не описывает нам ночь, но передаёт такое восхищение ею, что мы невольно вспоминаем самую прекрасную ночь, которую когда-либо видели сами. Таким образом, автор сразу вызывает личные ассоциации читателя, включает в переживание...
Поэт олицетворяет мир природы: зима представляется ему заколдованным «царством льдов», «царством вьюг и снега» (отметим повтор), из которого май выпархивает подобно волшебной птице. «Вылетает май»: к олицетворению присоединяется метафора, май сравнивается с птицей, как проклюнувшиеся из почек листочки часто сравниваются с птенцами, которые высунули из скорлупок свои зеленые клювики. Тепло наступает настолько быстро и внезапно, что приход весны после долгих месяцев холода кажется невероятным, к нему даже трудно привыкнуть». (По О.А. Ерёминой)
Думаю, что в этом стихотворении всё-таки больше восторга: здесь очень много восклицательных предложений, уверений в том, что эта ночь прекрасна. Но здесь присутствует и чувство грусти:
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
«Учись у них — у дуба, у берёзы...»
Вопросы и задания (к стр. 214)
1,3. Поэт призывает учиться не просто «у дуба, у берёзы», а у всей природы в целом. Учиться мужеству и стойкости, ведь у человека есть свои «зимы» и «метели» — горести, испытания, трудности, их нужно уметь преодолевать и жать дальше, ждать «весны», как деревья.
2. Зима у поэта предстаёт такой жестокой, потому что это не просто зима, а олицетворение всех трудностей на пути человека, которые он должен стойко преодолеть. Именно поэтому она — «жестокая пора», метель «всё злей... и... сердито рвёт последние листы», и «за сердце хватает холод лютый». Но деревья мужественны, они «стоят, молчат». Молчи и ты! Кратковременные радости ясных весенних дней передают следующие эпитеты и олицетворения: промчится гений, теплом и жизнию дыша, ясные, новые.