Домашняя работа по литературе за 6 класс

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА

Николай Алексеевич Некрасов

Вопрос (к стр. 217)

1.    На творчество поэта повлияли жизненные впечатления и события детства и юности: жизнь в имении отца, волжские просторы, тяжёлая атмосфера в семье, любовь к чтению, жизнь в тяжёлой нужде в Петербурге.

2.    Поэма «Мороз — Красный нос», стихотворения «На Волге», «Крестьянские дети», «Дед Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Мужичок с ноготок».

Железная дорога

Вопросы и задания (к стр. 224-225)

1.    В то время (1870-е годы) модно было изображать близость к народу, но эта близость носила только внешний характер. В эпиграфе папаша-генерал одевает своего сына в простонародную одежду, в кучерский армячок. Этим он отдаёт дань моде, но, отвечая на вопрос сына, показывает истинное отношение к народу. Генерал говорит, что дорогу построил царский министр, а не народ.

2.    Мы можем сказать, что человек, который так увидел картину природы, чувствует себя очень уставшим, он не высыпается, живёт без свежести природы, тоскует по «родимой Руси». Простонародное слово «ядрёный» говорит нам о том, что человек этот не чуждается народного языка и смело употребляет в поэтической речи слово, которое в то время не относилось к поэтической лексике.

Картина природы, нарисованная в первой части стихотворения, противопоставляется дисгармонии общественных отношений.

Картина природы противопоставлена разговору автора с соседями по вагону. Некрасов использует приём антитезы, чтобы подчеркнуть контраст между согласием в природе и противоречием в мире людей.

3.    Некрасов называет голод царём, потому что голод заставляет людей выполнять часто тяжёлую, непосильную работу. Чтобы избавиться от голода, люди должны заработать деньги, вырастить хлеб, заниматься торговлей;

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.

Также Некрасов намекает на то, что в голоде, который испытывает большое количество людей, виноват глава государства, то есть царь.

4.    Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу — бесплодным дебрям и гробу, то есть смерти. С помощью антитезы выражена мысль о том, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри.

5.    Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что бог всё равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится на пределе сил, как бы ни складывалась их жизнь.

Из их песни мы узнаём о тяжёлых условиях, в которых работали строители железной дороги, об угнетении и жестокостях со стороны начальства, о том, что много людей погибло на этом строительстве для того, чтобы другие могли ездить на поездах, то есть «плоды пожинать». Песня вызывает чувство тоски и возмущения несправедливостью «грамотеев-десятников» и начальства.

6.    Поэт пишет о том, что одни из лучших и самых важных качеств народа — это благородная привычка к труду, народное терпение и выносливость. Знание этих качеств позволяет Некрасову верить в лучшее будущее. Он говорит о будущем с надеждой и сожалением оттого, что ему, видимо, не придётся «жить в эту пору прекрасную».

7.    Генерал думает, что народ не способен создать ничего ценного и прекрасного. Он говорит:

Вот ваш народ — эти термы и бани,

Чудо искусства — он всё растаскал!

Генерал определяет народ такими словами:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать — разрушать мастера,

Варвары! дикое скопище пьяниц!..

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Герой стихотворения хочет донести до мальчика Вани, что именно простой народ создаёт богатства, которыми гордится страна.

8.    Стихотворение посвящается детям, потому что именно дети имеют возможность, когда вырастут, исправить что-то неверное и несправедливое в мире.

9.    Несмотря на то что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться её в будущем исправить.

Литература и живопись

(к стр. 225)

Картина художника К.А. Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» близка стихотворению Некрасова тем, что она показывает тяжёлый физический труд русских мужиков. Но в стихотворении есть надежда на лучшее будущее, а, глядя на картину, зритель такой надежды не ощущает.

Дедушка

Вопросы и задания (к стр. 242)

1.    Устно.

2.    Поэма «Дедушка» посвящена рассказу о том, как из Сибири домой вернулся дедушка-декабрист. Главный герой — этот самый дедушка. В 1825 году он выступил вместе с восстанием декабристов и был сослан в Сибирь. Там он жил в поселении своих соратников, вместе они работали на тяжёлых работах. В 1856 году новый царь Александр II издал указ об амнистии декабристов — и дедушка вернулся домой, где встретился с внуком. Прототипом главному герою послужил С. Г. Волконский, престарелый декабрист, вернувшийся из Сибири в Москву.

3.    Родители не хотели рассказывать Саше о дедушке, потому что, во-первых, он был маленький и не мог понять всех политических перипетий этой истории, а во-вторых, в то время было не принято распространяться о том, что кто- то из родственников -— декабрист (вдруг это как-нибудь навредило семье).

4.    Дедушка вошёл в дом со словами:

«Днесь я со всем примирился,

Что потерпел на веку!»

Это значило, что дедушка примирился с тем, что был наказан правильно, с тем режимом, что искалечил его жизнь... Но на самом деле это было не так, об этом нам говорят дальнейшие речи дедушки, а эти строки Некрасов написал, чтобы замаскировать радикальную по сути вещь от цензуры.

Дедушка очень стар, сед, но ещё бодр и красив, зубы целы, осанка тверда, смотрит смиренно. Некрасов обращает внимание на седину деда, чтобы показать, как долго он пробыл в Сибири, как тяжело ему там жилось, как он страдал.

До слёз дедушка рад видеть родную природу, так как в Сибири она совсем другая, чужая, холодная, жестокая.

Мечтает дедушка о том, что крестьянскому народу дадут свободу, и все они, крестьяне, дворяне, заживут в согласии, и все всем будут довольны.

5.    «Скоро вам будет не трудно, будете вольный народ!» Эти строки говорят о том, что дедушка верит в скорые либеральные реформы Александра И, в то, что он наконец-то освободит народ от крепостного права.

6.    Уверенность в том, что «Воля и труд человека дивные дивы творят», подтверждает рассказ дедушки о том,

как силами небольшого количества людей в Сибири было выстроено целое поселение, пригодное для жизни, и выращен хлеб на, казалось бы, бесплодной северной земле:

Горсточку русских сослали

В страшную глушь, за раскол,

Волю да землю им дали;

Год незаметно прошёл

Едут туда комиссары,

Глядь— уж деревня стоит,

Риги, сараи, амбары!

В кузнице молот стучит,

Мельницу выстроят скоро.

Уж запаслись мужики

Зверем из тёмного бора,

Рыбой из вольной реки.

Вновь через год побывали,

Новое чудо нашли:

Жители хлеб собирали

С прежде бесплодной земли.

Дома одни лишь ребята

Да здоровенные псы;

Гуси кричат, поросята

Тычут в корыто носы...

Так постепенно в полвека

Вырос огромный посад

Воля и труд человека

Дивные дивы творят!

7.    Дедушка называет помещиков, чиновников, подьячих стяжателями (корыстолюбивыми людьми). Они ломали крепостным людям судьбы (расстраивали свадьбы, отдавали юношей в рекруты), грабили, били...

Но были в России и хорошие люди, которым было не всё равно, кто переживал за судьбу народа, страны:

Видел — имеющий очи

И за отчизну болел.

Именно такие люди оказались в 1825 году на Сенатской площади в числе декабристов.

Для борьбы и победы над стяжательством, мраком нужна дружная сила, единодушье и разум.

Настоящее горе в том, что страна отстала, разорена, а народ глух к любым попыткам её возродить, развить, так как он угнетён и без этого.

Но дедушка говорит: «Помни, что нету на свете неотразимых обид». А это значит, что когда-нибудь всем злодеям и вредителям их зло возвратится сторицей, народ будет отомщён.

8.    Дедушка, приехав домой, гулял, наслаждался родной природой, общался с внуком, ни минуты не сидел на месте, работал (то за плугом вместо мужика, то на огороде, то что-то шил, штопал). А ещё:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе;

Пел о свободном народе

И о народе-рабе;

Пел о пустынях безлюдных

И о железных цепях;

Пел о красавицах чудных

С ангельской лаской в очах;

Пел он об их увяданьи

В дикой, даче кой глуши

По чудесном влияньи

Любящей женской души...

О Трубецкой и Волконской...

Внука эти песни и рассказы дедушки очень интересовали, так как он вырос в правильной семье: его интересует история и судьба русского народа. Он:

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра...

Кончается поэма тем, что Саша подрос, выучился истории и географии, и дедушка готов ему без утайки рассказать свою историю.

Трёхсложные размеры стиха

Задания (к стр. 244)

1.    А.С. Пушкин: «Буря мглою небо кроет...»

«Мой первый друг, мой друг бесценный!»

М.Ю. Лермонтов:

«Тучки небесные, вечные странники!»

«В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли».

«Не грусти, дорогая соседка...» (Стихотворение «Соседка».)

2.    «Я ль на свете всех милее...» — хорей.

«Подруга дней моих суровых...» — ямб.

«Сижу за решёткой в темнице сырой...» — анапест. «Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила...» — дактиль.

«На севере диком стоит одиноко...» — амфибрахий. «Белеет парус одинокой...» — ямб.

«Утром в путь она умчалась рано...» — хорей.

«В море царевич купает коня...» — дактиль.