ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
Николай Семёнович Лесков
Вопросы (к стр. 248)
1. Лесков несколько лет состоял на государственной службе, по служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые он стал писать с начала 1860-х годов. Затем Лескова заметили читатели и журналисты — он становится сотрудником ряда газет и журналов. Уже в первых своих литературных опытах Лесков показал себя страстным полемистом — многие ополчились против него, ненадолго его отлучили от работы в известных изданиях. Однако именно в
это время, в 1860-е годы, складывается его своеобразная манера письма, которая расцветёт в 1870-1880-х годах.
2. «Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его души и чистота сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь». (В. И. Коровин)
Левша
Вопросы и задания (к стр. 292-293)
1. Безымянный мастер (левша) и его товарищи говорят о том, что они берутся выполнить эту работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, потому что хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций, и гордятся своей страной.
2. Портрет левши: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением спокойно, сознавая своё достоинство мастера.
3. На подковках не оказалось имени левши. Он сам объясняет это царю: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».
4. Англичанам долго не удавалось уговорить левшу хотя бы погостить в Англии. Но они пообещали ему, что «они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут», и тогда левша согласился погостить.
Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчёт рабочего содержания». Он заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением, а не «с бойлом», и живут в сытости. Ещё левшу очень интересовало, как англичане хранят старые ружья.
5. Эпизоды, рисующие царское окружение, мы находим в главах двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.
Глава двенадцатая: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, — потому что его терпеть не могли за его храбрость».
Глава тринадцатая: «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».
Глава четырнадцатая: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать...»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».
6. Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт стаканами «водку-кислярку».
Главное в характере Платова — твёрдая уверенность в том, что всё русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию, верить в её народ и не соблазняться на всё иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».
Автор посмеивается над внешним видом Платова, над его привычками, над попытками отстоять русскую честь, когда он приглашает англичан приезжать в Россию и попить чай «с настоящим молво Бобринского завода», над тем, как Платов спустил в карман мелкоскоп, который «сюда же... принадлежит».
Автор не принимает и отвергает то, как Платов обращается со своими подчинёнными и с тульскими мастерами, в том числе и с левшой. В восьмой главе Лесков описывает, как Платов ехал на Дон и обратно: спешно и «с церемонией», и в этом описании чувствуется возмущение автора. Возмущает читателей, как Платов показывает мастерам кулак, как он хватает левшу, кидает его в свою коляску: «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех ответишь». Платов, который не робел ни в каком бою, вдруг предстаёт перед нами трусом, когда он прячет за печку шкатулочку с блохой и не верит, что тульские мастера не осрамились. Однако Платов находит в себе честность и мужество извиниться перед левшой за то, что оттаскал его за волосья.
На самом деле Матвей Иванович Платов был графом, генералом, образованным человеком. Портрет, который нарисовал Лесков, не соответствует реальному изображению генерала М.И. Платова. Платов умер за семь лет до смерти Александра I и не мог встречаться с царём Николаем I.
Совершенствуйте свою речь
(к стр. 293-294)
1. Мы можем говорить о том, что сказитель виден во всех главах, кроме двадцатой, где уже слышатся слова автора. Особенно ярко ирония сказителя показана в главах, где рассказывается о путешествии Александра 1 в Европу, о поведении придворных при дворе Николая I. Серьёзность и набожность сказителя отражается в главах о походе туляков на богомолье и при описании их сосредоточенной работы. Любовь к России — в описании путешествия левши в Англию и рассказе о том, как его англичане к себе заманивали. Сказитель ближе всего по восприятию мира к левше.
2. Зачин: «Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть».
Концовка: «А доведи он левшины слова в своё время до государя, — в Крыму на войне с неприятелем совсем бы другой оборот был».
В сказе встречаются повторы. Несколько раз англичане пытаются убедить Александра в том, что они самые искусные мастера, а Платов это удивление разрушает. Когда Платов привозит блоху Николаю I, царь несколько раз пытается обнаружить работу туляков, пока не посыпает за левшой.
Есть в сказе повторения слов, как в сказках. Платов говорит: «...я пью-ем что хочу и всем доволен...» В рассказе о разговоре Платова с туляками говорится: «Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять...» В главе десятой: «Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил — никак не мог ухватить...» О левше: «Но вдруг начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал...»
Зачин, повторы, диалоги и концовка создают впечатление сказочности повествования.
Лишены сказочных элементов рассказ о том, куда ходили три мастера молиться богу перед работой (главы шестая, седьмая), и вывод из всей этой истории, сделанный Лесковым в главе двадцатой.
3. «Мыльно-пильные заводы», «двухсестная» карета, «бюстры», «а посередине под валдахином стоит Аболон полведерский», «буреметры морские, мерлюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли», «Платов держит свою ажидацию», «нимфозории», «египетские керамиды», «тужурные жилетки», «мелкоскоп», «прямое дансе и две верояции в сторону», «преламут», «свистовые казаки», «потная спираль», «пубель», «тугамент», «горячий студинг в огне», «публицейские ведомости», «клеветой», «по симфону воды ерфиксом приняли», «грандеву», «ногавочки», «стирабельная дощечка», «Твердиземное море», «часы с трепетиром», «пальто с ветряной нахлобучкою», «презент», «буфта», «водопление», «полшкипер», «аглицкое парей», «парат», «курица с рысью», «пуплекция».
4. Пословицы и поговорки: «дело выгорело», «бог простит», «снег на голову», «в Польше нет хозяина больше», «кто кого перепьёт, того и горка», «небо тучится, брюхо пучится».
5. Лесков называет левшу мастером и пишет: «Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства». Автору удалось передать в этом образе наиболее характерные черты народного мастера-самородка. Это сосредоточенность на работе — такая, что мастера не отвлекаются даже на крики: «Горим». Это спокойная уверенность в том, что главное в человеке — не внешнее, а внутреннее, не одежда, а душа и умение: левша не конфузится перед государем, хотя вся одежда у него старая и разорвана. Он умеет делать такую тонкую работу, которую «никакой мелкоскоп взять не может».
Русские люди «в науках не зашлись», потому что не было школ для обучения рабочих грамоте и арифметике. Но главное достоинство русского человека левша видит в преданности отечеству. Он в Англии тоскует по родине и говорит англичанам: «...желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать».
На корабле даже в самый сильный шторм левша не уходит с палубы: «Водопление стало ужасное, а левша всё вниз в каюты нейдёт — под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит».
До последнего момента левша думал о том, чтобы принести пользу России. Перед смертью он говорит:
«— Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а го, храни Бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер».
2. Косой левша в сказе не имеет собственного имени и даже слово «левша» пишется с маленькой буквы, потому что автор хотел показать, что главный герой — это обобщённый образ русского народа.
3. Л.Н. Толстой называл Лескова «писателем будущего»: он был уверен, что творчество Лескова будет лучше понято читателями будущего, чем современниками Лескова.
Литература и другие виды искусства
(к стр. 294-295)
1. На рисунке Н. Кузьмина левша изображён, скорее всего, в момент, когда он тоненьким молоточком забивает гвоздики в подковки на ноги блохи.
Художник обращает внимание на сосредоточенный прищуренный взгляд мастера, большие ладони и торчащие в стороны «волосья». Главная мысль рисунка в том, чтобы передать способность русских мастеровых к такой тонкой работе, которую не берёт даже самый сильный «мелкоскоп», а они могут выполнить, потому что у них «так глаз пристрелявши».
2. На первом рисунке Н. Кузьмина изображён атаман Платов, который в кунсткамере перед императором Александром I и английскими генералами достаёт из шаровар ружейную отвёртку и ковыряет замок пистоли. Вокруг Платова собрались три удивлённых англичанина в парадных формах, а справа стоит и сладко улыбается Александр
I. Художник сатирически изображает эту сцену.
На втором рисунке изображён атаман Платов, который в шароварах и рубахе лежит на «досадной укушетке» и курит из огромной трубки «Жуков табак без перестачи».
Критик точно отразил особенность рисунков Кузьмина: озорной, резкий, но, по сути, добрый штрих, который отражает своеобразие художественного текста.
3. В иллюстрациях Кукрыниксов чувствуется обида художников за левшу, выдающегося мастера, на которого спесиво смотрят придворные, который остался неоценённым в своей стране; его обобрали и оставили на холодном «парате», после чего жандарм отволок его помирать в простонародную больницу.
4. Устно.
5. Особенность памятника Н.С. Лескову в Орле в том, что он представляет скульптурную композицию. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры, изображающие героев произведений Лескова. Среди них есть и Левша.
6. В рассказе «Человек на часах» Н.С. Лесков описывает случай, который якобы приключился в 1839 году в Петербурге. На эпоху тридцатых годов XIX века приходится мало крупных исторических событий. История, которую рассказывает автор, смешна и грустна одновременно.
В Зимнем дворце караул занимала рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера. Задача солдат была в том, чтобы стоять на своих постах. Вдруг часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и молит о помощи. Уже полночь, на улице нет ни души, и человеку никто не может помочь. Часовой понимал, что ему нельзя изменить присяге, но не выдержал и покинул пост, хотя знал, что его за это могут сильно наказать. Постников спас утопающего. В это время проезжал мимо офицер инвалидной команды, подхватил спасённого в свои сани, привёз приставу и сказал, что он спас человека. Офицер хотел получить за это медаль.
Постников честно всё рассказал Миллеру. Тот испугался, что офицер, увёзший спасённого, расскажет, что часовой покинул пост, в результате об этом узнает государь и «пойдёт горячка». Миллер послал записку своему начальнику подполковнику Свиньину. Тот не хотел, чтобы его считали «гуманистом» (то есть человеколюбивым) и посадил Постникова под арест в карцер.
С испугу, что ему достанется от начальства, Свиньин поехал прямо к обер-полицмейстеру Кокошкину в пятом часу утра. Кокошкин приказал приставу привести офицера и спасённого утопленника. Обер-полицмейстер прочитал протокол, допросил офицера и бывшего утопающего, сделал вид, что всему поверил, и обещал наградить мнимого спасителя, что вскоре и сделал. Свиньин рассказал обо всём Миллеру и велел дать солдату Постникову двести розог. Солдата высекли и перенесли в лазарет. Через некоторое время об этом узнал сам владыка (высокий церковный чин) и одобрил распоряжение Свиньина.