Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
К стр. 314-317
1. Устно.
2. Е.А. Баратынского особенно восхищает весной чистота воздуха, ясность, лёгкий ветер, облака, торжество пробуждающейся природы.
В стихотворении «Весна, весна! как воздух чист!» поэт всё внимание отдаёт описанию природы, использует много глаголов («слепит», «летают», «шумят», «блестят», «несёт») и кратких прилагательных («чист», «ясен», «обнажены», «шумен», «душист»), что создаёт впечатление быстрого движения.
В процитированной строфе поэт использует олицетворение: облака летают, «ласкаясь к солнечным лучам».
Олицетворения: «Взревев, река несёт // На торжествующем хребте // Поднятый ею лёд!»
Эпитеты: «воздух чист», «небосклон ясен», «лазурию живой», «на торжествующем хребте», «древа обнажены», «ветхий лист», «незримый жавронок», «заздравный гимн».
Метафоры: «С ручьём она ручей // И с птичкой птичка!»
Полное слияние с природой поэт описывает в последней строфе:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!..
3. Таким образом Баратынский описывает поэтическое вдохновение, воспарение поэта над мирским. Но поэтическая мечта хрупка, как лёгкие облачка, и любое грубое вмешательство постореннего быта могут её разрушить, как город из облаков.
4. После чтения стихотворения Я.П. Полонского перед глазами предстаёт романтическая картина: высокие горы, поросшие лесом («дебри влажные»), среди них скала, к которой прижимаются хмурые тучи. Тучи спорят, ударяются друг о друга, гремит гром, сверкает молния, и скала стонет в ответ.
Олицетворение — тот художественный приём, который позволяет зримо представить эту картину.
Глаголы в стихотворении в основном обозначают движение туч: тучи «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «не смели повторить», «улеглись», «обомлели». Эхо в стихотворении «засмеялось», скала «вздохнула». С помощью таких глаголов явлениям природы приписываются действия, которые может совершать человек. Глаголы помогают нам представить за образами скалы и туч переживания людей.
В стихотворении выражено настроение тревоги, беспокойства, соперничества.
5. Мне кажется, стихотворение А. К. Толстого больше похоже на страшную сказку: весёлые стрекозы зовут маленького мальчика за собою ввысь, заставляют собой любоваться, но тем самым подводят его к обрыву, что очень опасно... Нельзя доверять этим стрекозам, не нужно забываться.