ЧАСТЬ II
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
Андрей Платонович Платонов
Вопросы и задания (к стр. 32)
1. Настоящая фамилия Андрея Платонова — Климентов. Родился он в Ямской Слободе, под городом Воронежем. Отец его — паровозный машинист, слесарь Воронежских железнодорожных мастерских. Мать — дочь часового мастера, глубоко верующая женщина.
Образование. Учился Платонов сначала в церковноприходской школе и городском училище. Он рано начал трудовую жизнь и только в 1918 году ему удалось продолжить образование, поступив в железнодорожный политехникум.
Литературой Платонов начал заниматься очень рано, ещё подростком. С осени 1918 года он выступает в дискуссиях и в печати, публикует стихи и рассказы в воронежских журналах и газетах. В 1920 году он отправился в Москву в качестве делегата I Всероссийского съезда пролетарских писателей в Москве. Его произведения начинают печатать в московских журналах. В Воронеже выходят его книги и среди них сборник стихотворений «Голубая глубина».
2. Андрей Платонов не хотел причислять себя ни к каким литературным направлениям, не примериваться к ним, не подгонять свои произведения под их рамки. Он хотел писать так, как ему самому виделось. И у него это вышло: достаточно посмотреть на язык его произведений (ни у кого вы не встретите такого языка).
3. Устно.
4. Да, этот цветок не похож на обычные садовые растения. Он вырос в суровых условиях, совсем один, но он не сдался, он вытерпел все испытания, он выжил и тем самым дал дорогу другим своим собратьям.
Неизвестный цветок
Вопросы и задания (к стр. 37)
1. Сказочно в этом произведении то, что цветок ощущает себя как одушевлённое существо и ведёт себя соответственно: спит, видит сны (чтобы не жить печально), разговаривает с Дашей. Реальна линия, связанная с Дашей и другими пионерами: они увидели бедственное положение цветка и удобрили почву на его пустыре, помогли вырасти там и другим цветам.
Свою непохожесть объяснил девочке так:
«—А отчего ты на других непохожий?
<...>
- Оттого, что мне трудно...»
2. Дашу заинтересовал маленький цветок, потому что он такой одинокий, но в то же время сильный: смог выжить на пустыре без особых условий для существования. Она видит в нём близкое по духу существо: может, он тоже скучает по маме. Даша — добрая девочка, чуткая, тонко чувствующая. Это видно по её отношению к цветку: она его замечает, жалеет его, зовёт друзей, чтобы помочь ему, навещает его перед отъездом, не забывает о нём даже через год.
3. Автору нравятся его герои — цветок и Даша. Он любуется ими: тем, как цветок борется с суровыми условиями жизни, как тонко чувствует девочка природу.
4. Смысл концовки-были в том, что всегда нужно быть сильным, бороться за своё существование, а значит, и за существование последующих поколений (цветок в камне). Каждая наша маленькая победа помогает миру стать лучше, продвинуться дальше.
5. Герои Андрея Платонова деятельны, активны, они всегда стремятся к будущему, к лучшему. Конечно, это гораздо труднее, чем просто сидеть и ничего не делать. Таким героям обязательно будут встречаться препятствия на пути, но они очень сильные духом, поэтому они все победят и сделают мир лучше, добрее.
Развивайте свою речь
(к стр. 37-38)
1. Устно.
2. «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть»— необычность этой фразы в том, что во второй её части рядом стоят два синонима, ведь по сути «жить» и «не умереть» — это одно и то же. Но для писателя очень важно подчеркнуть желание цветка жить, поэтому он употребил оба эти слова одновременно.
«Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости» — странно читать, что боль бывает от голода, но у Платонова эта боль не просто от голода и усталости, а от пережитых испытаний и страданий вообще.
«Цветок, однако, не хотел жить печально» — в этой фразе мы видим олицетворение цветка: совсем как человек он чувствует, думает.
3. Диалог Даши и цветка:
«- Отчего ты такой?
- Не знаю, — ответил цветок.
- А отчего ты на других непохожий?
Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.
- Оттого, что мне трудно, — ответил цветок.
- А как тебя зовут? — спросила Даша.
- Меня никто не зовёт, — сказал маленький цветок, — я один живу».
Произнося глагол «звать», девочка хочет узнать имя цветка, а цветок под этим глаголом подразумевает совсем другое — общение с другими существами.