Домашняя работа по литературе за 6 класс

ЧАСТЬ II

 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛЕГЕНДА

Илиада

Вопросы и задания (к стр. 230)

1. Конечно, Гефест, создающий щит собственными руками, прикладывающий к этому все свои силы и фантазию, заслуженно может считаться художником.

2. Представления древних греков о Вселенной, отражённые в «Илиаде»:

Создал в средине щита он и землю, и небо, и море,

Неутомимое солнце и полный серебряный месяц,

Изобразил и созвездья, какими венчается небо;

Видимы были Плеяды, Гиады и мощь Ориона,

Также Медведица,— та, что ещё называют Повозкой;

Ходит по небу она и украдкой следит Ориона,

И лишь одна непричастна к купанью в волнах Океана.

3. Первым городом Гомер любуется (его порядком):

В первом и пиршества были, и свадьбы.

Из теремов там невест провожали чрез город при свете

Факелов ярких и звучный кругом гименей распевали.

Юноши в плясках кружились, и громко средь них раздавались

Звуки весёлые флейт и форминг. И дивились на пляски

Женщины, каждая стоя в жилище своём на пороге.

Множество граждан толпилось на площади города. Тяжба

Там меж двоих из-за пени была за убитого мужа. Клялся один пред народом, что всё уже отдал другому,

Тот отрицал, чтоб хоть что получил от убийцы в уплату.

Оба они обратились к судье за решением дела.

Криками каждый кругом своему приходил на поддержку.

Вестники их успокоить старались. На тёсаных камнях

В круге священном сидели старейшины рядом друг с другом.

В руку жезлы принимали от вестников звонкоголосых,

Быстро вставали и суд свой один за другим изрекали.

Два золотые пред ними таланта лежали в средине,

Чтобы тому передать их, кого они правым признают.

Описание второго города он устрашает (особенно по сравнению с первым):

Город второй с обеих сторон осаждали два войска,

Ярко блистая оружьем. В решенье они колебались:

Или весь город разрушить, иль, сколько богатства хранится

В городе этом прелестном, на две разделить половины.

Те не сдавались ещё и готовились к тайной засаде.

Стену, стоя на ней, охраняли их милые жёны,

Дети, также мужчины, которыми старость владела,

Сами ж поит и. Во главе их —Арес и Паллада-Афина,

Оба из золота и в золотые одеты одежды,

Оба в оружье,— большие, прекрасные; истинно — боги!

Ясно заметные, люди вокруг были ниже намного.

К месту пришли, где всего им удобней казалась засада:

На берегу у реки, где обычно скотину поили.

Там они сели на землю, блестящей одетые медью.

Двое лазутчиков спереди сели, отдельно от войска,

И выжидали прихода овец и коров тяжконогих.

Вскоре они показались; свирелью себя услаждая,

Гнали спокойно их два пастуха, не предвидя коварства.

Те же, едва увидав, устремились на них из засады

И захватили коровьи стада и густые отары

Сереброрунных овец, а их пастухов перебили.

В стане, едва услыхала смятенье и шум возле стада

Стража, стерёгшая площадь, тотчас на коней быстроногих

Все повскакали, помчались и, берега быстро достигнув,

К битве построились возле реки и в сраженье вступили.

Яро метали друг в друга блестящие медные копья.

Там и Смятенье, и Распри теснились, и грозная Кера;

Раненых жадно хватала она, и не раненых также,

За ноги трупы убитых из битвы свирепой тащила;

Кровью людскою вкруг плеч одежда её обагрялась.

Воины в свалке, как будто живые, теснились и бились,

И напрягались отнять другу друга кровавые трупы.

4. Думаю, что Гефест изобразил на щите Ахилла сцены сельского труда и праздничного танца юношей и девушек для того, чтобы воин на войне не забывал о мирной жизни и стремился к ней.

Одиссея

Вопросы и задания (к стр. 248)

1. Когда Одиссей увидел пещеру циклопа, его насторожило то, что она была огромная, и в ней жил свирепый великан. Одиссей велел большинству спутников остаться на корабле и сторожить его неусыпно. Одиссей испытал чувство близкой опасности.

2. Одиссей остался на острове и ждал циклопа, надеясь на богатый подарок, который по обычаю преподносили путешественникам, чтобы не разгневать богов.

3. Циклоп Полифем предстал перед Одиссеем и его спутниками огромным великаном. Его характеризуют такие эпитеты и сравнения: «Был нелюдим он, свиреп, никакого не ведал закона; // Видом и ростом чудовищным в страх приводя, он несходен // Был с человеком, вкушающим хлеб, и казался лесистой, // Дикой вершиной горы, над другими воздвигшейся грозно».

4. Циклоп встретил гостей грубо, спросил, откуда они взялись. Голос его произвёл страшное впечатление на путников: «...у каждого замерло милое сердце: // Голос гремящий и образ чудовища в трепет привёл нас».

5. Одиссей оправдывает определения, которыми описывает Гомер своего героя. Одиссей хитрит в первой беседе с Полифемом, говоря, что корабль разбит и только им удалось спастись. Затем Одиссей придумывает себе имя Никто, и эта выдумка спасает героев от пришедших на помощь Полифему циклопов. Именно Одиссей придумывает напоить циклопа вином, вытесать кол из дубины Полифема и воткнуть спящему в глаз. Потом он привязывает людей под брюхами баранов, а сам вцепляется в руно самому большому барану. Таким образом товарищи спасаются от циклопа.

6. Одиссей предстаёт перед нами храбрым, умным, осмотрительным. Особенно подчёркивается его хитрость.

7. Одиссей и Геракл — герои, но Геракл действует в основном силой, а Одиссей — хитростью.

8. Автор относится к своему герою с любовью и сочувствием.

9. Повторения:

«Люди мои собралися и, севши на лавках у вёсел,

Разом могучими вёслами вспенили тёмные воды...»

«Сел он и маток доить принялся надлежащим порядком,

Коз и овец; подоив же, под каждую матку её он

Клал сосуна».

Повторения отмечают действия, которые повторяются периодически: наступление утра, отплытие корабля, доение животных.

10. Рассказ о приключениях имеет скорее легендарный характер, чем мифологический.

Литература и другие виды искусства (к стр. 248)

1. На последней иллюстрации изображён последний эпизод отрывка, когда, услышав речь Одиссея, Полифем хватает кусок скалы и кидает его в сторону корабля. Огромный циклоп на фоне мрачных скал поднимает глыбу, чтобы швырнуть её в корабль. На фоне грубой громады скал и огромного тела циклопа Одиссей на корабле выглядит особенно маленьким и хрупким. В то же время он с бесстрашием обращается к чудовищу.

2. Большое впечатление на меня произвёл фильм А. Михалкова-Кончаловского «Одиссея».