ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
Иван Андреевич Крылов
Вопросы и задания (к стр. 34)
1,3. Родился Крылов в бедной дворянской семье, поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического, ни пансионатского образования.
Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Мать приобщила сына к чтению и внимательно следила за его развитием.
Учение давалось мальчику легко. Он был исключительно музыкален, сам выучился играть на скрипке.
Отец отдал маленького Крылова в учение французу- гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич учил язык вместе с детьми губернатора, но «учитель был не слишком сведущ, и поэтому ученики его мало поспевали».
После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он одновременно прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми хозяев. Крылов понимал, что ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности, ум. Но для их развития требовались знания. Так ученье стало в глазах Крылова единственно возможным выходом из нищенского состояния, поэтому он занялся самообразованием. А помогает ему в этом мать Мария Алексеевна. Она воспитала в своём сыне такие качества, как усидчивость, внимательность, ответственность, усердие, щедрость, сердечность, самостоятельность, житейская основательность, практичность.
Осёл и соловей. Листы и корни. Ларчик
Вопросы и задания (к стр. 43)
2. Причиной появления басни «Осёл и Соловей» стал реальный случай, произошедший с Крыловым: «Один вельможа, решив познакомиться с Крыловым и оказать ему покровительство, пригласил его к себе в гости и там попросил прочитать две-три басенки. Крылов согласился и артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал их благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо; но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» — «Не умею», — скромно отвечал поэт. Тем разговор и кончился. Воротясь домой, задетый за живое, баснописец написал басню...»
Баснописец заставляет нас смеяться над невежеством Осла, осмелившегося судить об искусстве.
Современники восхищались мастерством Крылова-рассказчика в этой басне: они отмечали изумительную «естественность в изображении характеров» Осла и Соловья, а также умелым изображением пения Соловья. Было важно показать в басне красоту пения Соловья, чтобы на его фоне невежество Осла особенно выделялось.
3. Под «Листами» в басне подразумевается дворянство, под «Корнями» — простой народ. Этой басней Крылов хотел сказать, что для процветания государства и общества («Дерева») зависит не только от высшего слоя общества, но и от простого народа, здесь важны все его части, поэтому не стоит «Листам» настолько возноситься и забывать про «Корни», которые их питают.
М. Н. Муравьёв же считает, что процветание общества и государства зависит только от Верхушки (от правительства), а бунт Корней только подрывает прочность государства.
Мне близка точка зрения Крылова.
4. В басне «Ларчик» баснописец смеётся над пустым мудрствованием, не подкреплённым практическим опытом, а также над теми, кто не умеет просто взяться за дело, а пускается в глубокомысленные, никому не нужные рассуждения.
«...последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое состоит в том, что секрет Ларчика прост. В этом случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт.
И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Весело смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне многозначный, широкий и глубокий смысл» (В. И. Коровин).
5. Невежество, бахвальство, надменность, ненужное мудрствование.
Совершенствуйте свою речь (к стр. 43-44)
1. Зефир — ветер, привлекать — манить, смиренно — послушно, тихо, надменно — чрезмерно уверенно в себе, дерзко— резко, случается нередко нам — бывает, мудрость — в данном случае: пустое мудрствование, в глаза кидался — был заметен, приятен глазу, исподтишка — у меня за спиной, тихонько, голову ломает — ведет тяжёлую умственную деятельность, сказывают — говорят, велико ль подлинно твоё уменье — действительно ли ты так талантлив, являть своё искусство стал — стал петь, Аврора — заря, внимая Соловью — слушая Соловья, изрядно — нормально, хорошо, неложно — по правде, навострился — научился, отточил своё мастерство.
3. а) Избави Бог и нас от этаких судей.
б) Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.
в) Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
4. На иллюстрации К. Трутовского к басне «Листы и Корни» нет ни листов, ни Корней, так как художник изображает басню не аллегорически, а прямо, ведь под Листами Крылов подразумевал дворянство, а под Корнями — простой народ.