ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
Александр Сергеевич Пушкин
Вопросы и задания (к стр. 51-52)
2. Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в античные времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого располагался знаменитый «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжением славных традиций античного Лицея.
Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания дворянских детей, с тем, чтобы по окончании Лицея его выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».
Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчиков. Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной, здесь присутствовал сам император и высшие сановники государства. Перед гостями с торжественными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, профессора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.
Вот каковы были помещёния Лицея. «На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором — столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем — актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <...>, газетная комната, на четвёртом — комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».
Форма воспитанников Лицея выглядела так: синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротничками, с красным кантом на манжетах, синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна, полусапожки.
День лицеистов начинался в шесть утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 — занятия. 9.00 — чай. 10.00-
12.00- занятия. 12.00-13.00 — прогулка. 13.00 — обед.
14.00- 15.00 — чистописание или рисование. 15.00—17.00 — другие уроки. 17.00 — чай, затем до 18.00 — прогулка.
18.00- 20.30 — повторение уроков. 20.30 — ужин, после до 22.00 — отдых. 22.00 — молитва и отход ко сну.
По уровню знаний Лицей приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.
Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «для общей пользы».
3. И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский.
4. Всего в Лицее было шесть профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и шесть учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.
Пушкин особенно запомнил А. П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и русская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток древнего и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (немецкая словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).
5. Лицеисты после выпуска всегда встречались 19 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.
И.И. Пущину
Вопросы (к стр. 54)
1. Стихотворение посвящено И.И. Пущину, навестившему поэта в Михайловском в трудные годы ссылки. Печальное настроение ссыльного поэта подчеркивают такие слова: «двор уединённый», «печальным», «занесённый», «заточенье».
2. Пушкин надеется, что его послание принесёт Пущину то же утешение, которое он принёс ему во время той встречи. О лицейском братстве напоминают слова: «друг», «лучом лицейских ясных дней».
3. Пушкин использует обращение (Мой первый друг, мой друг бесценный!) и эпитеты (бесценный, уединенный, печальным, занесенный, святое, ясных).
Узник
Вопросы и задания (к стр. 54-55)
1. Стихотворение написано в 1832 году в кишинёвской ссылке поэта.
2, 4, 5. Действительно, каждая строчка стихотворения Пушкина «Узник» говорит о свободе, хотя само это слово ни разу не встречается в тексте. Свобода ощущается тем ярче, чем выразительнее описана несвобода, неволя.
Стихотворение построено на антитезе. Слову «сижу» противопоставлено движение: «Давай улетим!»; решётке и сырой темнице— горы, тучи, морские края. В первой строфе два товарища — узник и орёл, вскормленный в неволе, в последней строфе тоже два товарища — орёл и ветер. Постоянный эпитет ветра в произведениях устного народного творчества — «вольный»; эта жажда движения подчёркивается антитезой («Вскормлённый в неволе...» —
«Мы вольные птицы...») и повторением слова «пора»: «...пора, брат, пора!» В этом повторении три раза встречается звук [р], что создаёт ощущение призыва к движению и свободе.
3. Устно.
6. Я думаю, что в этом стихотворении сильнее выражено чувство надежды на освобождение.
7. Для русского народа в XIX веке была очень актуальна тема свободны: как-никак в России в то время существовало крепостное право. Но народ надеялся на освобождение, и песня на стихи Пушкина им в этом помогала.
Зимнее утро
Вопросы и задания (к стр. 57)
1. При чтении этого стихотворения возникает чувство радости, потому что поэт сумел передать красоту родной природы, своё желание не просто созерцать эту красоту, а в энергичном движении слиться с природой. Пушкин пишет о движении. Он обращается и призывает как будто не только красавицу, а самого читателя: «пора», «проснись», «открой» глаза, «предадимся бегу», «навестим» поля, леса и берег.
Поэт открыл для меня, что простыми словами можно передать и радость, и красоту природы, и движение, и нежность, и восхищение одновременно.
2. В этом стихотворении поэт использует антитезу для того, чтобы, вспоминая о вчерашней вьюге, подчеркнуть радость и торжество солнечного утра. Пушкин противопоставляет «вечор» и «день чудесный», «вьюга злилась» и «мороз и солнце», «мутное небо» и «голубые небеса», «мгла носилась» и «блестя на солнце, снег лежит». Использование антитезы придаёт этому стихотворению особую выразительность.
3. Сравнение: «луна, как бледное пятно».
Поэт сравнивает снег с великолепными коврами, потому что хочет кратко сказать, что снег покрывает землю, как будто ровное полотно, и сверкает под солнцем искрами, как сказочный ковёр. В этом сравнении выражено чувство восхищения красотой природы.
Двусложные размеры стиха
Вопрос (к стр. 59)
Стихотворение «И.И. Пущину» написано ямбом.
О романе «Дубровский»
Вопросы и задание (к стр. 64)
1. В основу сюжета романа «Дубровский» лёг реальный случай, рассказанный Пушкину близким приятелем П. В. Нащокиным — «про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других». Сюда же Пушкин добавил известные ему сведения о похожих делах нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравах владельца села Петровское П. А. Ганнибала.
2. Потому что событие, случившееся с Дубровским, было характерно для той эпохи — не стоило превращать его в какой-нибудь экзотический приключенческий роман. Пушкин отнёсся к этой проблеме серьезно и переделал роман на более серьёзный и трагичный лад.
3. Примирение старшего Дубровского и Троекурова, воссоединение Маши и Владимира невозможны из-за социально-морального расслоения людей из дворянства.
Дубровский
Вопросы и задания (к стр. 146-148)
Ваши первые впечатления
1. Из героев больше всего понравился молодой Дубровский, неприязнь вызвал Троекуров, его гости и чиновники, которые выполняли его пожелания.
2. Больше всего запомнилось несколько эпизодов: ответ псаря старшему Дубровскому и гордое поведение Андрея Гавриловича; пожар в усадьбе Дубровского; попытка Владимира Дубровского освободить Машу и их объяснение.
3. Я догадался, что Дефорж — это Дубровский, когда отважный француз хладнокровно убил медведя.
Разберёмся в прочитанном
Глава I
1. «Богатство, знатный род и связи» давали Троекурову «большой вес в губерниях».
2. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань...» Грубость и своенравие Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как и к своим крепостным людям. Он считал, что может всё купить, и унижал достоинство людей.
3. «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Троекуров каждый вечер выпивал и раза два в неделю страдал от обжорства. «Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и проказах, ежедневно притом изобретаемых...»
4. Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал Дубровского, потому что «знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера». Дубровский единственный из окружавших его людей держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.
Троекуров и Дубровский «сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях». Это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство осознанием богатства и власти, а Дубровский осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали собак.
5. Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства. Замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.
Ссору Дубровского и Троекурова нельзя считать «нечаянным случаем». Она закономерна, потому что Троекуров ко всем своим гостям относился, как к холопам, и Дубровский не мог бесконечно быть исключением из этого правила.
Глава II
1. Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского никто не обратил внимания. Когда приехал Кирила Петрович, писаря «встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия, придвинули ему кресло из уважения к его чину, летам и дородности».
2. Картина суда вызывает чувство досады, жалости к Дубровскому, возмущения против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей. Пушкин подчёркивает противоестественность этого суда следующими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а Дубровскому просто подносят бумагу; Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стенке. Пушкин выделяет другим шрифтом слово «решением суда», потому что не считает, что суд вообще что-нибудь решал.
3. «Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало» на воображение Троекурова и «отравило его торжество», потому что ему не удалось увидеть, как унижался Дубровский. Он сошёл с ума, но его гордость и честь не были сломлены.
Глава III
1. Владимир Дубровский вёл в Петербурге жизнь, какая, по его мнению, был прилична гвардейскому офицеру. Отец посылал ему деньги, себе не оставляя почти ничего, и Дубровский, расточительный и честолюбивый молодой человек, «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем». Он надеялся на отца и на то, что сможет найти себе богатую невесту.
2. Известие о болезни отца Дубровский воспринял «с необыкновенным волнением». Его ужасало положение отца, и он «упрекал себя в преступном небрежении». В характере Дубровского проявились любовь к своей семье и готовность прийти на помощь отцу.
3. Дворовые и крестьяне не любили и боялись Троекурова. Кучер Антон говорил Дубровскому, что у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерёт».
Дубровский — человек, который имеет чувство собственного достоинства, и такой человек не станет унижать достоинства другого. Дубровский был справедлив к своим крепостным, и они не хотели другого барина.
Глава IV
1. Троекуров при известии о вступлении во владение имением Дубровского смутился: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца».
2. Примирение двух друзей оказалось невозможным, потому что Дубровского при виде своего противника разбил паралич, а Владимир Дубровский, ужаснувшийся состоянием отца, приказал выгнать Троекурова со двора. Раскаяние, которое испытал Троекуров, возникло слишком поздно.
Глава V
1. После смерти отца Дубровский чувствовал душевную скорбь. Пушкин пишет, что лицо Владимира было страшно, что он не мог ни плакать, ни молиться. Автор не называет прямо тех чувств, которые испытывал молодой человек, но мы можем предположить, что он ожесточился, что он испытывал чувство уязвлённой гордости и желание отомстить за смерть отца. Христианство велит прощать своим врагам, но Дубровский не мог и не хотел простить Троекурова и поэтому не мог молиться.
Переживания Дубровского Пушкин передаёт с помощью описания чащи, куда он отправился после похорон. Владимир шёл по чаще, не разбирая дороги, «сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал». Как Дубровский не разбирал дороги в чаще, так он не мог разобрать и своих смятенных чувств: «...мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он своё одиночество».
2. Судейские чиновники, приехавшие «вводить во владение» Троекурова, ведут себя нагло и вызывающе. Они позволяют беспардонные высказывания в адрес Дубровского, угрожают его крестьянам, потому что чувствуют за
своей спиной силу и власть, подкреплённые деньгами Троекурова.
3. Гнев и возмущение крестьян нарастают постепенно, но особенное возмущение крестьяне испытывают, когда чиновник оскорбляет самого Дубровского, барина и законного владельца имения, и внушает крестьянам, что их барин — Троекуров. Сначала чиновникам отвечает голос из толпы, затем в толпе поднимается ропот, он усиливается и переходит в ужаснейшие вопли. Толпа приходит в движение.
4. Владимир Дубровский не даёт разгневанным крестьянам расправиться с чиновниками, потому что не хочет становиться игрушкой в руках толпы крестьян, не хочет становиться соучастником расправы и надеется на справедливость царя.
Глава VI
1. Владимир Дубровский пришёл к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал её письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого и своим присутствием и поведением оскверняли светлую память об отце и матери Дубровского.
2. Крестьяне присоединились к молодому барину. Их побудило к этому возмущение тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чьё право владеть землёй и людьми считалось незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип- кузнец говорит: «...слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора...» Оскорбление, нанесённое своему господину, крестьяне воспринимали как собственное оскорбление.
3. Кузнец Архип губит подьячих, но с риском для жизни спасает кошку с крыши горящего сарая. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь...»
Архип воспринимает кошку как божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения, потому что в его понимании они нарушили установленный Богом и царём закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая Троекурову вершить неправедный суд, они нарушили божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву говорить правду.
Глава VII
1. Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное, я думаю, в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а их у Дубровского не было.
2. О Дубровском — предводителе разбойников — рассказывали, что он «славился умом, отважностью и каким- то великодушием. Рассказывали о нём чудеса...».
Главы VIII-IХ
1. Одним из любимых «благородных увеселений» Троекурова была забава с медведями. Маленьких медвежат он стравливал с кошками и щенятами, затем сажал на цепь. Изредка медведю давали бочку, утыканную гвоздями. Медведь дотрагивался до неё, колол себе лапы и входил в совершенное бешенство. Лучшей шуткой считалось запереть человека в одной комнате с медведем, привязанным за верёвку.
Эти забавы характеризуют Троекурова как самодура и садиста, злобного и жестокого.
2. Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица А.С. Глобовой.
После обедни все гости вслед за хозяином двинулись к дому. В столовой уже суетились слуги, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. После приглашения дворецкого хозяин занял своё место. Мужчины, как обычно, уселись напротив нас. Среди них не хватало постоянного гостя Троекурова Антона Пафнутьевича Спицына. Он приехал, когда уже все начали обедать, и хотел было извиниться, но Троекуров приказал подать ему прибор и благосклонно выслушал его рассказ. Спицын рассказал, что сломалась шина у переднего колеса, а после ремонта он не осмелился ехать ближним путём через Кистенёвский лес. Спицын признался, что лжесвидетельствовал на суде в пользу Троекурова, якобы Дубровские владеют Кистенёвкой без всякого на то права.
Разговор зашёл о Дубровском. Троекуров поставил исправника в неловкое положение, лучше сказать, выставил на посмешище, называя разбойника благодатью для исправника, и спросил, где последний раз видели Дубровского. Я думала, что Дубровский был именно у меня, и рассказала историю о том, как мошенник-приказчик спрятал деньги, которые я хотела отправить сыну, и приписал это разбою Дубровского. Но разбойник явился ко мне в мундире генерала, раскрыл обман приказчика, отобедал у меня и уехал. Я думала, что это и был сам Дубровский. Но исправник зачитал его приметы, и оказалось, что предводителю разбойников двадцать три года, а мужчине, который был у меня, около тридцати пяти лет. Видно, кто-то действует под его именем.
В конце обеда мы были поражены, когда узнали, что молодой француз, нанятый Троекуровым, не растерялся при встрече с медведем и убил его выстрелом из пистолета. Мы все с любопытством на него смотрели (он сидел на конце стола), но он не понимал по-русски и занимался Сашей, своим воспитанником.
3. Антон Пафнутьевич Спицын в своём рассказе говорит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «...Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет. ..» Глобова говорит: «Я догадывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы чувствуется некоторая симпатия и уважение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и вернул ей деньги.
4. Троекуров решил, что невозможно будет узнать Дубровского, даже если будешь говорить с ним три часа подряд, потому что у него не было никаких особых примет.
5. Никто из гостей Троекурова не догадался, что Дефорж— это Дубровский, потому что никто не мог даже ожидать, что враг Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и разговаривал только с Сашей и только на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает русский язык.
Главы Х-ХII
1. Антон Пафнутьевич Спицын решил переночевать вместе с Дефоржем, потому что он боялся, что его ограбят. Все свои деньги он переложил в кожаную сумку и носил её на своей груди под рубашкой. Дефорж показался ему храбрым человеком, и Спицын решил, что в присутствии француза ему нечего бояться возможных грабителей.
«Странное было его пробуждение, — пишет автор. — Он чувствовал сквозь сон, что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки». Когда он открыл глаза, то увидел француза, который отстёгивал заветную сумку. Француз сказал чистым русским языком: «...молчать, или вы пропали. Я Дубровский».
2. Дубровский на почтовой станции встретился с французом, который ехал к Троекурову, чтобы служить учителем у маленького Саши. Дубровский предложил французу
денег за то, чтобы он отдал ему все документы и тотчас же уехал во Францию. Француз согласился. Так Дубровский стал Дефоржем.
3. Во время пребывания в имении Троекурова Дубровский проявил выдержку, хладнокровие, актёрские качества, благородство и умение владеть собой.
4. Дубровский отказался от планов мести Троекурову и решил поселиться у него в доме под видом француза, потому что он был влюблён в дочь Троекурова Марью Кириловну.
Главы ХIII-ХVIII
1. Князь Верейский — человек пятидесяти лет, но кажется «гораздо старее». Пушкин пишет: «Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал». Князь был пустым человеком. Всю жизнь он провёл за границей, жил на деньги, которые ему присылал приказчик из имения, и в первый раз приехал посмотреть на это имение в пятьдесят лет. Этим он отличается от своего соседа: Кирила Петрович Троекуров жил в своём поместье и сам распоряжался хозяйством. Но Троекуров тоже изнурял себя всякого рода излишествами: вспомним, что он каждый вечер был навеселе и два раза в неделю страдал от обжорства.
Двух соседей роднит ещё и то, что каждый из них заботился только о своём собственном благополучии и считал, что все остальные созданы лишь для того, чтобы прислуживать им и доставлять удовольствие.
2. Кирила Петрович относился к своей дочери, как к собственности, и без её согласия решил выдать её замуж за князя, который старше её в три раза. Душевные переживания Маши были для него досадным недоразумением. Делом он считал только вопрос приданого.
3. Митя и Саша во время допроса вели себя по- разному. Саша выдал сестру. Когда он проговорился, Кирила Петрович понял, что в дело замешана Марья Кириловна, и стал грозить Саше, что отдерёт его розгами. Саша испугался и постепенно, слово за слово, рассказал о просьбе сестры.
Когда внимание Троекурова обратилось к Мите, то он отвечал, что он «дворовый человек господ Дубровских». Это был очень смелый ответ, потому что после решения суда крепостные Дубровского принадлежали Троекурову. На следующий вопрос Троекурова мальчик отвечал «с большим равнодушием», что он «малину крал». После этого Митя не сказал больше ни слова. Он принял на себя «вид настоящего дурачка» и не отвечал на угрозы Троекурова.
Троекуров и исправник выпустили Митю, чтобы выследить, куда он побежит: «Он пособит нам поймать самого атамана». Следствием этого было то, что лагерь разбойников был обнаружен, и его атаковали солдаты.
4. После того как Дубровский признался Марье Кириловне в любви, она обещала прибегнуть к его помощи в случае необходимости. Однако она сама в отчаянии рассказала отцу, что может прибегнуть к помощи Дубровского. Отец сделал всё возможное, чтобы этого не случилось. Марья Кириловна не смогла выйти из дома, чтобы предупредить Дубровского, не смогла вовремя положить кольцо в дупло дуба. Марья Кириловна не смогла сказать вовремя отцу, что не хочет идти замуж за Верейского, не смогла в церкви сказать «нет». Она ждала таинственного романтического избавителя, ничего не сделав для своего избавления сама. Когда же Дубровский со своими людьми остановил карету, она упрекнула его в том, что он не пришёл вовремя, и сказала: «Я согласилась, я дала клятву...»
Она отказалась от его помощи, потому что гордость аристократки не позволила ей признаться, что она в чём-то могла поступить не по своей воле.
Глава XIX
1. Пушкин называет крестьян Дубровского разбойниками, но сам же опровергает это утверждение, описывая их быт. Так, караульный «вставлял заплатку в некоторую часть своей одежды, владея иголкой с искусством, обличающим опытного портного». После обеда разбойники вставали и молились, потом некоторые разбрелись по лесу, а другие прилегли соснуть, «по русскому обыкновению», как это делают крестьяне.
Караульщик ведёт себя не как разбойник, привыкший к постоянной опасности, а как человек, играющий в разбойника. Он любуется заплатой и, сидя верхом на пушке, поёт во всё горло грустную песню. Человек, который чувствует грусть и печаль, не станет петь во всё горло. Он будет петь негромко, задумчиво. Тем более не станет петь человек, стоящий в карауле, потому что он должен прислушиваться, нет ли где врага.
Конечно, у настоящих разбойников не будет выходить из двери шалаша «старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая».
2. Дубровский покинул своих крестьян по нескольким причинам. Во-первых, он понимал, что после штурма его крепости солдатами правительство отправит более крупные силы на то, чтобы ликвидировать разбойничье гнездо, и он уже не сможет продержаться со своими разбойниками-крестьянами. Во-вторых, у него было уже достаточно денег, чтобы обеспечить себе жизнь за границей (в России он уже не смог бы жить под своим собственным именем) и обеспечить деньгами своих крестьян. В-третьих, исчезла главная причина, по которой Дубровский всё ещё оставался в Кистенёвской роще: Марья Гавриловна стала княгиней Верейской и отказалась от его помощи.
Литература и другие виды искусства
(к стр. 148-149)
1. Иллюстрация Б.М. Кустодиева к роману «Дубровский»: «В сие время поднесли в лукошке Кириле Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, а прочих велел утопить». Озаглавить её можно так; «Кирила Петрович выбирает щенят».
Д.А. Шмаринов, «Пожар в усадьбе Дубровского»: «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь дом».
На иллюстрации Е.Е. Лансере изображён момент, когда люди Дубровского останавливают экипаж князя и княгини Верейских. Озаглавить эту иллюстрацию можно словами из романа: «Вы свободны, выходите».
На иллюстрации Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского» в центре изображён молодой барин Владимир Андреевич Дубровский. Он как будто бы только что поднёс лучину к сену, которое вспыхнуло ярко, «пламя взвилось и осветило весь дом». Он снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, его нянька Арина Егоровна Бузырёва, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаём фигуры крепостных господ Дубровских: кучер Антон с чёрными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и — за фигурой Антона — кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.
Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровскому. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к чёрному небу.
Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином: «...умрём, не оставим тебя, идём с тобою».
Композиция
Вопросы и задания (к стр. 150)
1. План основных событий глав VIII—XI.
1) Француз-учитель прибыл в Покровское.
2) Разговор Кирилы Петровича с французом.
3) «Благородные увеселения русского барина».
4) Дефорж убивает медведя.
5) «...гости начали съезжаться».
6) Праздничный обед в Покровском.
7) Рассказы Спицына и Глобовой.
8) Приметы Дубровского.
9) Окончание праздника.
10) Антон Пафнутьевич ложится спать в комнате Дубровского.
11) Дефорж-Дубровский грабит Спицына.
12) Учитель-француз ждёт лошадей в доме смотрителя.
13) Дубровский покупает у француза документы.
14) Дубровский с бумагами француза является к Троекурову и становится учителем Саши.
15) Утренний отъезд ограбленного Спицына.
Пушкин нарушает истинный ход событий. Сначала Дубровский встретил на станции француза, ожидающего лошадей, и купил у него документы. Затем Дубровский с бумагами француза явился в дом Троекурова как учитель для Саши. Через некоторое время состоялся праздник в доме Дубровского, после которого трусливый Спицын захотел ночевать в комнате Дефоржа, так как верил в его храбрость. Утром Дефорж, неожиданно превратившись в Дубровского, ограбил Спицына, после чего тот уехал восвояси.
Пушкин нарушает временную последовательность событий для того, чтобы создать тайну, интригу, вызвать напряжённый интерес читателей.
2. Сравнивая описания двух усадеб — Покровского и Кистенёвки, можно сказать, что Троекуров был богатый помещик, а Дубровский— бедный. Усадьба Троекурова располагалась в красивом месте, на берегу пруда. На одном из холмов возвышался огромный каменный дом, на другом — пятиглавая церковь и старинная колокольня.
Усадьба Дубровского представляла собой серенький домик с красною кровлею, стоящий на открытом месте недалеко от берёзовой рощи.
По этим описаниям можно хорошо представить себе обстановку, в которой жили и действовали герои произведения.
3. Автор вводит в повествование рассказы Спицына и Глобовой, чтобы показать представление, которое сложилось у окрестных помещиков о Дубровском, выразить противоречивые чувства людей в адрес разбойника поневоле, более полно представить читателям облик главного героя.
О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»
Вопросы и задания (к стр. 152)
1. Устно.
2, 3. Главные герои повести «Выстрел» — Сильвио, граф Б*** и сам повествователь. Сближает их всех то, что все они были молоды, были офицерами, романтиками, считали дуэль делом чести, не слишком серьёзно относились к своей жизни. Затем их пути расходятся: граф и рассказчик взрослеют, умнеют, они уже не видят особенного шарма в дуэлях, дорожат своей жизнью, семьей; только Сильвио не меняется от начала до конца повести, по природе он мститель, мечтает насладиться страхом на лице графа Б***.
4-7. Повесть начинается с рассказа о семьях Берестова и Муромского, об их ссоре. Главные герои повести — Лиза Муромская и Алексей Берестов, молодые, свободные от отцовских предрассудков люди. Их отцы — старики со своими странностями, но по сути тоже очень милые и добрые люди.
Знакомству Лизы и Алексея мешала «вражда» их отцов, поэтому-то Лиза и переоделась крестьянкой.
Я думаю, разногласия отцов были мнимыми, так как они очень просто смогли от них отказаться и даже подружиться.