Домашняя работа по литературе за 8 класс

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Николай Семёнович Лесков

Старый гений

Вопросы и задания

К стр. 26

1. При нестандартных ситуациях границы общественно-принятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.

Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

2. Рассказ назван «Старый гений», потому что человек, который столь оригинальным способом помог выйти героине из затруднения, был пожилым человеком. Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем. Он выходил за рамки системы, потому что внутри системы отношений по букве закона выход найти было невозможно, чем и пользовались аферисты вроде того молодого человека, что описан в рассказе. Выходя за рамки системы, он как бы приобретал дополнительное измерение, что в глазах окружающих людей казалось чудом. Старушка называет его гением, но Н.С. Лесков вводит это слово в название иронически, показывая ограниченность мира официальных решений и предписаний и нужду в свободно мыслящих людях.

3. Конечно, случай, о котором рассказал автор, может быть связан не только с его временем. И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается. Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумку в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: «Вор должен сидеть в тюрьме!»

4. Историзм писателя ярко проявляется в рассказе «Человек на часах», который включён в программу по внеклассному чтению в 7-м классе. Но и там надо говорить прежде всего о соответствии духу времени.

Действие рассказа «Старый гений» происходит во второй половине XIX века.

В произведении затрагивается проблема слепого, рабского отношения к букве закона, который связывает представителей этого закона по рукам и ногам, не позволяя реально помогать людям. У любого закона есть формальная, внешняя сторона и содержательная, внутренняя. Любое юридическое действие должно происходить в определённой последовательности, но чрезмерное соблюдение формальных нюансов ставит во главу угла не содержательную сторону, а именно формальную. Таким образом, чиновники служат не людям, для которых были написаны законы, а самим этим законам, как если бы они были живыми существами. Закон начинает жить самостоятельной жизнью, подобно гоголевским маскам, за которыми нет реальных людей. При этом люди оказываются уязвимы перед ушлыми негодяями, пользующимися неповоротливостью механизма законов.

Отчуждение власти от общества, существование людей с искривлёнными характерами, считающими такое положение дел естественным, — вот основные проблемы рассказа.

5. На иллюстрации И. Пчелко изображён момент, когда сербский воитель отвешивает франту очередную оплеуху. «— А-а! — говорит воитель, — вы не смотрите, а чай пьёте? Так я же вас заставлю на меня смотреть, и вот вам от меня к чаю лимонный сок, песок и шоколаду кусок!.. — да с этим — хлоп, хлоп, хлоп! Его три раза по лицу и ударил».

У воителя свободное размашистое движение, он хочет привлечь внимание к ситуации, франт в панике пытается привстать и, как бы не веря, хватается за лицо. Его поза отражает ошеломление лощёного светского человека, чья игра оказалась разрушена примитивно, но действенно. Старик-гений смотрит на разыгрывающуюся сцену зорко и понимающе. У него сложены руки, что показывает его собранность и напряжение. Правда, он почему-то похож на Гэндальфа из «Властелина Колец». Вряд ли этот человек выглядел столь величественно. Старушка изумлена происходящим, она не понимает ничего, но во всём уже доверилась старику и теперь хватается за него, как за опору. Художнику в полной мере удалось передать динамику эпизода и характеры героев. Высокопоставленная дама показана со спины, потому что о ней в рассказе нет никакой информации, кроме той, что она богата, независима и надолго уезжает.

Развивайте дар слова

К стр. 26

1. Рассуждение на тему: «Кто виноват в страданиях героини?»

О причинах страданий героини можно говорить с несколькими степенями приближения. На уровне отдельного индивида виновата сама потерпевшая, потому что она поступила неосмотрительно, понадеявшись на честность человека, о котором ничего не знала. На уровне межличностных отношений виноват, конечно, молодой столичный франт, выманивший у неё деньги. На уровне общественном виновата та система, которая никак не позволяла честному человеку добиться справедливости, действуя в рамках закона.

Пользуясь уже приведённой детективной аналогией с фильмом «Место встречи изменить нельзя», можно сказать, что точно также Груздев пострадал на первом уровне, потому что вовремя не урегулировал отношений с бывшей женой и плохо хранил пистолет (что Жеглов выразил фразой: «Наказания без вины не бывает»), на уровне межличностном виноват Фокс, подстроивший всё так, чтобы улики показывали на Груздева, а на уровне социума виновата система правосудия, быстро навешивающая ярлыки, а после оставившая невиновного Груздева в тюрьме, дабы не спугнуть настоящего преступника.