Домашняя работа по литературе за 8 класс

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Предания

Вопросы и задания

К стр. 16-17

1. Предание о Пугачёве маленькое и непонятное, оно совсем не отражает то, что было на самом деле, поэтому больше мне понравилось предание о Ермаке.

Народ представляет себе Пугачёва справедливым и в то же время простым царём-заступником, который запросто общается со своими подданными. Ермака народ представляет в преданиях как былинного богатыря, способного расширить границы Российского государства и укрепить его мощь. В предании «О покорении Сибири Ермаком» ярко выражены патриотические чувства русского народа.

2. Рассказчики уверены в достоверности своего повествования. В этом мы можем убедиться, обратясь к тексту преданий. Например, рассказчик предания «О Пугачёве» заканчивает своё повествование такими словами; «Всё это точно было!» А рассказчик предания «О покорении Сибири Ермаком» опирается на воспоминания современников Ермака, русских переселенцев в Сибирь, и заканчивает своё повествование такими словами; «Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака помним, и про его удалых казаков».

3. На картине В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» представлен эпизод сражения казаков Ермака и войск хана Кучума. Интересна композиция картины: впереди крупным планом изображены русские войска, вооружённые пищалями (первые в России пороховые ружья), а на втором плане войска сибирского хана, вооружённые копьями и луками. Очевидно преимущество казаков в бою: они хорошо вооружены, действуют сообща: один сидит на вёслах, другой заряжает пищали, третий стреляет. Образы казаков на картине В. Сурикова выразительны, полны решимости, тогда как войска сибирского хана выписаны менее чётко. Художник подчёркивает безвыходность положения воинов Кучума. На заднем плане изображён крутой высокий берег, который преграждает путь к возможному отступлению в глубь Сибири. Поднятые русскими войнами хоругви (церковные знамёна) говорят о том, что Ермак сражается не только за обладание сибирской землёй, расширение границ государства, но и за распространение православной веры среди народов Сибири.

Картина изображает не конкретный, зафиксированный в истории бой — художник рисует такую битву, которая могла бы передать ощущение победы и силы русских людей. В реальности вряд ли казаки сражались с развёрнутыми знамёнами, а воины Кучума не стали бы спускаться с крутого обрыва на мелководье, чтобы встретить высаживающихся казаков.

Развивайте дар слова

К стр. 17

2. Предание — жанр фольклора; устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение. Возникнув нередко из рассказа очевидца, предание при передаче подвергается вольной поэтической интерпретации.

Сказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сходство народных сказок и преданий заключается в том, что:

1. народные сказки и предания — это жанры фольклора;

2. народные сказки и предания не имеют конкретного автора;

3. одни и те же народные сказки и предания имеют большое количество вариантов, так как передавались они устно, и каждый сказитель мог добавить к повествованию новые детали.

Различие народных сказок и преданий заключается в том, что:

1. предания содержат сведения о реальных исторических событиях, а народные сказки повествуют о событиях вымышленных;

2. героями преданий могут быть только люди, тогда как героями народных сказок могут быть и люди, и звери, и предметы, и вымышленные существа;

3. следующие слова и выражения из предания о покорении Сибири Ермаком можно использовать и в современной речи: благословил своей рукой, куда глаза глядят, ни слуху ни духу, вдоль и поперек, напасть на след, передал просьбу, не стал перечить.