Домашняя работа по литературе за 8 класс

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн

Куст сирени

Вопросы и задания

К стр. 75

1.  Рассказ «Куст сирени» очень понравился. Кроме занимательного сюжета, в этом произведении А.И. Куприна нас привлекло то жизнеутверждающее начало, которым этот рассказ проникнут. Алмазов готов сдаться и падает духом, но его жена, подобно доброй фее, придумывает неожиданные, но. простые решения. Она все силы вкладывает в самоотверженную помощь мужу, не отворачивается от него и не раздражается в ответ на его нервозное поведение. Было очень радостно видеть, особенно после мрачных рассказов А.П. Чехова и И.А. Бунина, как энергичность и оригинальность мысли положительно решают судьбу человека.

2. Материалы к сравнительной характеристике Николая и Веры Алмазовых.

Николай

Вера

«...он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло,

злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...»

«Алмазов быстро повернулся к

жене и заговорил горячо и раздражённо, как обыкновенно говорят,

высказывая долго сдерживаемую

обиду».

«...он злобно ткнул портфель с

чертежами...»

«Он не сопротивлялся, но про-

должал смотреть в угол с обиженным выражением».

«Она научилась ветречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом.

Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но

всё-таки необходимый для занятого головной работой

человека комфорт».

«...вдруг Верочка энергичным движением вскочила

с кресла».

«...возразила Вера, топну в ногой...».

Николай

Вера

«Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да

ещё немец вдобавок».

«Во всё время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал

их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул

их на пол».

«...вытаращил глаза Николай

Евграфович».

«...лицо его сияло торжеством

одержанной победы».

«Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне жаль, что я его обманул. Один из лучших профессоров у нас. Знания— просто чудовищные».

«Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо

суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку».

«На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на

улицу».

«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь».

«...муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга».

3.  Николай Алмазов человек упорный, можно даже сказать, упрямый. Он методично, но несколько прямолинейно трудится, стремясь воплотить в жизнь свою мечту, однако ему не хватает силы духа для реализации задуманных планов, поэтому он нуждается в постоянной опеке и поддержке. Ему необходимо подтверждение собственной значимости и важности своей работы, иначе он попадает под влияние эмоций и тратит силы на переживания того, что уже произошло и что нельзя изменить.

Не такова его жена Вера. Она вся нацелена на то, как в настоящем создать наиболее благоприятные условия для будущего. Она умеет выискивать пути даже в, казалось бы, самых без надёжных ситуациях, вселяя в мужа веру и готовность бороться до конца за свою мечту. При этом бороться без скорбного надрыва, а как бы играя. Она несколько лет вдохновляла мужа, и в его конечной победе заслуга прежде всего именно её. Она искренне заинтересована в самореализации любимого человека, всецело помогает ему перейти на другой уровень профессионального роста, забывая о себе— и это высшее проявление подлинной любви. Излучающая бодрость и оптимизм, Вера была хранителем мужа; при этом необходимо отметить, что во времена написания рассказа женщины имели очень мало возможностей для собственного творческого роста. Через успех Николая Вера как бы возвышалась и сама.

Супружеский союз этой пары можно назвать воистину счастливым, ибо каждый находил в другом то, в чём нуждался. Сверхуспешный офицер, ни в чём не сомневающийся и самоуверенный. не имел бы надобности в советах и помощи жены и отвергал бы их. Тогда предприимчивая натура Веры была бы подавлена. Так и Николай не смог' бы жить с нерешительной, боязливой женой, во всём потакающей мужу и лишённой способности ободрить его словом и делом; для него в жизни нужна была опора, и он з лице Веры её, несомненно, нашёл.

4. Рассказ «Куст сирени» напоминает рассказ О. Генри «Дары волхвов» о бедной семье, который мы проходили в 7-м классе. В этом рассказе муж хочет сделать подарок своей жене на Рождество — набор черепаховых гребней, и для этого продаёт свои часы. Жена, в свою очередь, хочет сделать подарок мужу, и ради того, чтобы купить цепочку к его часам, обрезает и продаёт свои роскошные волосы. Но они не унывают и радуются, потому что главное в отношениях - не вещи, а сами люди и их искренняя заинтересованность друг в друге. А таким зеркальным поступком оба супруга показали преданность своей любви и стремление сделать другому желанный подарок, пожертвовав самым дорогим, что у них было.

Можно сказать, что в этих рассказах объединяющим моментом служит чувство искренней светлой любви и та самоотверженность, с которой они эту любовь утверждали. Любовь, как и настоящая дружба, не может быть бездеятельна. Прежде всего это бескорыстные поступки во благо любимого или друга. Герои этих рассказов такие поступки совершали.

Развивайте дар слова

К стр. 75

1. Несомненно, рассказ «Куст сирени» можно считать произведением о любви. Более того, это рассказ о подлинной, действенной любви, когда влюблённые рука об руку преодолевают сложные жизненные обстоятельства и укрепляют этим свои чувства. В предыдущих рассказах возникающее чувство взаимного влечения пассивно и постоянно угнетается внешними обстоятельствами, рано или поздно не выдерживая их напора.

В «Асе» герой влюбляется в наивную девочку, в её непохожесть на чопорных и холодных дам его круга, в её непосредственность и энергичность. Но он боится взять на себя ответственность за их совместное будущее и фактически отказывается от своей любви. Ася тоже плохо понимает природу своего влечения, боится его и бежит от него, не в силах до конца последовать за своим сердцем.

В «После бала» влюблённость в Вареньку была мимолётным увлечением, имевшим причину в возвышенном настроении героя, красоте героини и общей обстановке светской жизни. Когда обстановка резко переменилась, герой стал испытывать неловкость, вспоминая предмет своей страсти. Это случилось потому, что чувство его было поверхностно и испытания жизнью категорически не выдержало.

В рассказе «О любви» взаимное влечение нагнетается в героях много лет, будучи намертво скованно правилами общественного поведения. Даже не выдержав под конец и излив друг другу свою любовь, они не смогли перешагнуть через рамки закона и предпочли отказаться от любви, нанеся себе этим тяжёлую душевную рану. Тут герои действия просто испугались.

В «Кавказе» есть тёмная страсть, обеими сторонами осознаваемая как преступная. Кажущееся совместное действие — бегство к морю — на самом деле нисколько не объединило их. Герои ни в чём не могут поддержать друг друга и поступки совершают от отчаяния одиночества, а не от радости чудесного открытия, что они теперь не одиноки, а представляют единое целое.

Только в рассказе А.И. Куприна можно увидеть радость совместного прохождения по жизни, радость совместной борьбы и заинтересованности в общем деле. Как раз поэтому «Куст сирени» больше других рассказов можно назвать рассказом о любви.

2.  Сочинение-рассуждение на тему: «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Счастлива ли Вера Алмазова? Задавая такой вопрос, стоит прежде всего задуматься, что такое счастье вообще и можно ли говорить о счастье или несчастье героини на основании такого маленького рассказа.

Если знаний о человеке недостаточно для вынесения о нём каких-либо суждений, то можно знать наиболее важные эпизоды его жизни, потому что как раз в переломных, критических ситуациях проявляется истинное лицо человека, становится ясна его внутренняя природа, которая в другое время может быть заслонена плёнкой обыденности.

Событие, описанное в рассказе, можно смело назвать такой критической точкой, когда от внутренних качеств героев зависела вся их дальнейшая судьба. Поэтому справедливо будет рассматривать вопрос о счастье Веры Алмазовой. Но остаётся другой вопрос: что такое счастье? Часто, когда человек получает страстно желаемое, это не приносит ему счастья, а, наоборот, сплошные расстройства и неприятности. Бывает и обратное: человек чему-либо отчаянно противится, а в результате благодарит судьбу, которая подарила ему истинное счастье, невзирая на его слепое сопротивление.

Человек может не увидеть своего счастья, может и ошибиться, принять за счастье удовольствие от обладания чем- либо.

Я считаю, что настоящее счастье обязательно должно быть как-то связано с близкими людьми. Оно не может быть травоядным и мягкотелым жеванием каждодневной рутины в тепле и комфорте или кучей каких-то богатств. Первое погасит все яркие чувства, второе породит только беспокойство и боязнь возможной потери.

Счастье — во взаимопонимании людей, в их готовности идти по. жизни вместе и умножать силы друг друга, в совместном преодолении препятствий. Счастье — в энергичной самоотверженной жизни, в преданности и взаимности. Счастье — в открытости и искренности.

Всеми этими качествами Вера обладает в полной мере. Она знает, чего хочет добиться, у неё есть силы, чтобы этого добиваться, её цель бескорыстна. Человек, которому она помогает, — её муж, он её любит, ценит и не висит на шее у горе-спасателя, а сам старается изо всех сил делать общее семейное дело.

Исходя из всего этого, можно смело заключить, что Вера Алмазова счастлива.