Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Василий Андреевич Жуковский

Вопросы и задания к стр. 140

2-4. Баллада «Светлана»

У современного читателя баллада «Светлана» оставляет обычно приятное впечатление лёгкой сказки. То, что двести лет назад воспринималось как интрига и внушало ужас, сейчас кажется колыбельной песней.

К сожалению, нам трудно оценить то, что было явным и неоспоримым достоинством Жуковского в глазах его современников: лёгкость и свободу стиха. Нам это кажется естественным. Современникам же после произведений, например, Державина это казалось удивительным.

Авторы учебника спрашивают: «В чём смысл баллады «Светлана»?»

Слово смысл не имеет чёткого терминологического значения. Его значения сильно различаются: это и содержание, значение чего-либо, и цель. Не зная, что имеют авторы в виду под словом смысл, нельзя корректно ответить на поставленный вопрос.

Описание «крещенского вечерка». Сон героини

Баллада «Светлана» была написана на сюжет баллады немецкого поэта Бюргера. Жуковский считал, что русская литература должна освоить всё созданное на Западе, но освоить не слепо, а творчески перерабатывая и переосмысливая достижения иных культур. Жуковский решил пересадить жанр баллады на русскую почву, создавая в «Светлане» национальный колорит с помощью описания народных обычаев (гадания на Святки) и путём придания характеру Светланы черт типичного русского характера, как его понимал Жуковский (христианское смирение, терпение, кротость).

Светлана садится гадать на жениха ночью перед зеркалом, за накрытым столом с двумя столовыми приборами. Считается, что на Святки пробуждаются таинственные, потусторонние силы. Светлана долго глядит в зеркало и незаметно для себя засыпает. Во сне она слышит шёпот и видит своего милого, который зовёт её венчаться. Сюжет сна начинается с того, что Светлана без слов подчиняется милому и идёт с ним в сани, как бы странно ей это не казалось.

В таинственной избушке, где стоит гроб, после молитвы Светланы перед иконой на грудь ей слетает белый голубок — в православии символ Духа Господня. Таким образом, дева оказывается под Божьей защитой, и мертвец бессилен ей навредить. Жуковский хочет сказать, что смирение и покорство Божьей воле является спасением и вознаграждается.

Мы отчётливо ощущаем лёгкий шуточный оттенок в балладе «Светлана» — и в лёгкости стиха, и в счастливом финале. «Светлана» существенно отличается от таких баллад, как «Лесной царь», «Кубок» или «Людмила», которые ощущаются как драматические и кончаются гибелью героев.

5.   Высказывание литературоведа Н. В. Измайлова продуманно, логично и доказательно. С ним трудно не согласиться.

6.    Жуковский о свой творчестве

Жуковский писал: «...у меня всё или чужое или по поводу чужого — и всё, однако, моё».

Важно, что Жуковский отдавал себе отчёт в своём творчестве и спокойно и точно оценивал свой вклад в русскую литературу.

7.    Жуковский — новатор в области поэтического языка

В мировоззрении XVIII века в основном господствовали идеалы эпохи Просвещения с её рациональным подходом к миру, с попытками объяснить природу вещей на основе строгих доводов разума.

Рационалистическая тенденция (стремление всё сделать правильно, в соответствии с видимыми законами) проявила себя и в поэзии. Поэты XVIII века стремились описать видимый мир максимально точно, подбирая эпитеты объективные, определяющие характерные признаки предмета. Мир приобретал конкретность, вещественность, зримость. Это особенно явно можно увидеть в описании обеда в стихотворении Державина «Евгению. Жизнь Званская».

В стихах Жуковского эпитет приобретает субъективность, то есть становится не столько точным отражением увиденного поэтом, сколько стремится к передаче чувств, переживаемых автором в данный момент. Можно сказать, что Жуковский создаёт «пейзаж души», внешний мир предстаёт перед нами не отстранённо, а в духовном слиянии человека с природой.

Жуковский нашёл способ передать через поэзию самые тонкие образы и переживания человека.

Подробно об этом рассказывает статья учебника «Особенности поэтического языка Жуковского» (стр. 125-126).

8.   Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский — новатор в области балладного жанра, создатель национальной баллады.

В Западной Европе к началу XIX века жанр баллады был очень популярен. Баллады писали выдающиеся авторы: в Англии и Шотландии — Уильям Блейк, Роберт Бёрнс, Уильям Вордсворт, Вальтер Скотт, Сэмюэль Тэйлор Кольридж, Роберт Саути и Джордж Гордон Байрон; в Германии — Иоганн Готфрид Гердер, Готфрид Август Бюргер, Иоганн Вольфганг Гёте, Фридрих Шиллер, Людвиг Уланд. Во французской и испанской литературе это жанр был менее распространён.

Традиции литературной баллады сложились к тому времени: в основе баллады — острый сюжет, основанный часто на мифологии, присутствуют фантастические (часто мрачные) мотивы, человек сталкивается с силами рока, нагнетается ощущение чего- то страшного, ужасного.

Баллады Жуковского отрицают безраздельную власть страха над человеком: поэт не желает доводить конфликт до трагического предела, смягчая ситуацию. В характерах героев и героинь появляются национальные черты.

Так, например, «русская баллада» Жуковского «Людмила» была написана и напечатана в 1808 году и имела примечание «Подражание Бюргеровой Леноре». Русская публика сразу почувствовала, что это не просто перевод, а действительно подражание. «Людмила» имела огромный успех. В. Г. Белинский писал: «Тогдашнее общество бессознательно почувствовало в этой балладе новый дух творчества — и общество не ошиблось».

Баллада «Светлана» уже не требовала подзаголовка «русская баллада»: после её выхода в свет в 1813 году за Жуковским утвердилось звание лучшего русского поэта-романтика, а за Александрой Андреевной Протасовой, в замужестве Воейковой, которой была посвящена баллада, на всю жизнь закрепилось прозвище «Светлана».

Всего Жуковский перевёл и написал около тридцати баллад. Из них мы в школе изучали балладу «Кубок» по балладе Фридриха Шиллера «Водолаз» (5-й класс) и балладу «Перчатка» по одноимённой балладе Шиллера.

Развивайте дар слова. К стр. 140

1.   Синонимы к словам и выражениям

Чтобы правильно подобрать синоним к слову, надо знать значение этого слова в контексте. Для этого надо найти предложение, в котором употребляется слово.

Лукавый — неверный, ненадёжный; в тексте: «...Слава — нас учили — дым; / Свет — судья лукавый».

Печаль — грусть, тоска: «Утоли печаль мою, / Ангел- утешитель!»

Кони рьяны — кони борзые, резвые, быстрые: «...Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны...»

Взор — взгляд; в тексте: «Был в ответ умильный взор...»

Лик — лицо; в тексте есть выражение «Спасов лик» — имеется в виду икона Спаса Нерукотворного.

Робко — несмело: «...Робко в зеркало глядит...»

Хижина — небольшая избушка, в тексте: «Виден мирный уголок, / Хижинка под снегом»; «Страшен хижины пустой / Безответный житель».

Очи—глаза.

Трепетным огнём: в учебнике опечатка. Имеется в виду фраза из баллады «Светлана»: «Свечка трепетным огнём / Чуть лиёт сиянье...» Трепетным огнём означает, что огонь свечи колеблется, трепещет от струи воздуха.