Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

Михаил Юрьевич Лермонтов

Другие стихотворения М. Ю. Лермонтова

Вопросы и задания к стр. 287-288

1.  Суть размышлений поэта о жизни, поэзии и любви

Суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви в том, что он ищет и не находит полноты чувств, сознаёт свою оторванность от божественного, но одновременно понимает, что все его мучения — следствие жизни, устроенной творцом. Поэт одинок, люди не понимают его, даже когда он проявляет преданность по отношению к некоторым из них. В результате поэт, хорошо чувствуя противоречия мира, продлевает их в будущее и видит кровавую развязку («Предсказание»). Жизнь его не радует в настоящем, её продолжение — тем более; обращение в прошлое оказывается бесплодно.

2. Сообщение на тему: «Люблю отчизну я, но странною любовью!..»

Поэт любит свою отчизну, но его любовь кажется странной даже ему самому. Он ясно видит все беды родной стороны, по мере сил борется с ними (преимущественно высмеивая язвительно), но всё равно остаётся в душе уголок, где любовь его продолжает оставаться безусловной. Рассудок отступает в попытке понять её, перечисляя рациональные причины возможного отношения:

...Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни тёмной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но поэт плоть от плоти русский человек, он не может оставаться равнодушным, когда мимо него проходят картины, полные величавой красоты и светлых детских воспоминаний, когда рассудок ещё не тревожил Лермонтова-ребёнка. Русская природа и неказистые проявления душевной жизни простого люда в сердце у каждого истинно русского, тем более если он воспитывался на них и через них. Уродливое, глупое и бессмысленное отступает, смягчая сердце образом России идеальной, России из высшей реальности. Это своего рода бальзам на душу, медитация, способ ритмическими волнообразными ощущениями отключить кипящий рассудок.

Сообщение на тему: «Неугаси сей чудный пламень...»

Противоречия, постоянно гнетущие поэта, всё равно решались им в пользу своего таланта. Поэтому его призывы к Богу «угасить сей чудный пламень», «преобратить сердце в камень» вплоть до его смерти оставались не услышанными. Но можно предположить, что настойчивое стремление любым образом избавиться от раздвоенности жизни и привело поэта к ранней смерти, потому что иначе остановить «голодный взор» было невозможно. М. Ю. Лермонтов признаёт, что его «лава вдохновенья» далека от Бога. Но от земли она далека тоже, потому что «мир земной мне тесен». В результате получается разрываемая на части душа поэта, распятая между небом и землёй в невозможности оторваться от неё, не умерев физически, и невозможности слиться с ней, чуя в себе пророческую мощь.

Сообщение на тему: «И скучно и грустно...»

Поэт мучается от одиночества и от фатальной неразрешимости всей его жизни. «Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..» — вопрошает он. Понимая всю преходящую природу страстей и желаний, он допускает роковую ошибку, приравнивая к ним и любовь («А вечно любить невозможно»). Любовь как наиболее полное погружение в мир другого человека, как постоянная забота и стремление к его совершенствованию и внутреннему росту была поэту незнакома, а любовью называемая влюблённость — лишь разновидность страсти. Поэт не смог постичь, что желать для себя действительно не имеет пользы, но желать для других — совсем иное. Человек, постоянно разочаровывающийся, не способный на самоотречение не от постылости жизни, а от её полноты, становится вял и апатичен. Трагедия М. Ю. Лермонтова в том, что для преодоления жестоких барьеров искусственности, пошлости и цинизма, созданных в тогдашнем обществе, духовный выход за пределы своего сословия был неимоверно тяжек.

Сообщение на тему: «Нет, я не Байрон, я другой,,,»

Поэт отрицает сравнения, которыми его иногда награждали. Он настаивает на своей уникальности и полон жажды доказать, что сравнения его умаляют, уменьшают его значение и силу его индивидуальности. Только он сам способен сказать о себе. Он может быть внешне похож на Байрона («Как он, гонимый миром странник...»), но этим сходство и заканчивается. Поэт поразительно предвидит свою недолгую жизнь («Я раньше начал, кончу ране, / Мой ум немного совершит») и сравнивает свою душу с морем. Современные психологи знают, что океан, вообще вода символизирует подсознание. Тайные думы человека, его тайники подсознания может знать только он сам или Бог, потому что другому не под силу проникнуть в такие глубины, где родятся замыслы и кроются действительные мотивы жизненного выбора или поступков.

Можно постичь другого человека достаточно глубоко, но до конца слиться с ним невозможно, потому что недаром это другой человек. Но Лермонтов пишет тем, кто не способен и на это частичное проникновение. Толпа безлика, но тот, чьи мотивы возвышаются над примитивными животными рефлексами, должен быть обережён от поверхностных толкований.

3. См. ответы к стр. 271,275.

4. См. ответы к стр. 260.

5. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»

Стихотворение носит элегический и в то же время философский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш серебристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром («утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».

Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, которые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гаммы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, утро румяное, розовое, утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в какой-то смутный сон».

Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начинаются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжённее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёртая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с природой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чём состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.

Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:

...Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит всего из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.

Стихотворения «Молитва» (В минуту жизни трудную...»), «Ангел» и «Когда волнуется желтеющая нива...» дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.

6-7. «Смерть поэта»

Ответом Лермонтова на смерть Пушкина стало стихотворение «Смерть поэта». (См. ответы к стр. 265.)

Лермонтов использует в стихотворении приёмы ораторской речи: восклицания, риторические вопросы, повторы, оценочные эпитеты, сравнения («...Угас, как светоч, дивный гений...»). Всё это служит для того, чтобы передать благородное негодование Лермонтова, вызванное причинами гибели поэта.

8. О стихотворении «Бородино»

Создание стихотворения «Бородино» связано с 25-летием Отечественной войны 1812 года, важнейшим событием которой была Бородинская битва. Элегическая интонация звучит в первых строках «Бородино» и связана с тем, что поэт думает о времени народного подъёма, когда каждый русский был готов отдать жизнь за освобождение Отечества, и это способствовало формированию смысложизненных ценностей целого поколения. Пример национального подъёма, героизма русских воинов был важен для Лермонтова, жизнь которого протекала в обстановке общественного застоя.

9. См. ответы к стр. 268.

10-11. См. ответы к стр. 271 и текст учебника (стр. 271-273).

12. См. ответы к стр. 275.

13. «Созвучье слов живых»

Авторы учебника предлагают узнать, из какого стихотворения взята строка «созвучье слов живых». Источник этого выражения — стихотворение «Молитва», которого нет в учебнике.

Молитва

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Стихотворение «Молитва» наполнено настроением божественного откровения. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту. Поэт использует минимум изобразительно-выразительных средств, стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, но что-то в нём завораживает, заставляет повторять его несколько раз. Отметим эпитеты, употреблённые с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть». Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, / И так легко, легко...»), богатые рифмы и чередование коротких строк четырёхстопного и трёхстопного ямба.

14. См. ответы к стр. 277.

15. См. ответы к стр. 280.

16. См. ответы к стр. 283.

О стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный...»)

Стихотворение «Молитва» — яркое свидетельство душевной расщеплённости поэта. Он сожалеет, что удалился от бога в своих творческих поисках, но понимает, что пишет правду, и только уничтожив его поэтический талант, притупив его зоркий, всюду проникающий взор, можно обратить его к смиренному восхвалению вышнего. Только превратив сердце в камень, сможет он не замечать происходящего и обратить все помыслы к богу. Поэт понимает, что это невозможно, но отчаянно сожалеет о невозможности примирить в себе страдающий несправедливый мир и всеблагого совершенного создателя. Сделать это действительно непросто, зачастую на это надо много лет, которые Лермонтову, увы, не были отпущены...

17. Лирика Лермонтова

Особенности лирики Лермонтова:

-    глубокая искренность;

-    трагичность мироощущения;

-    в основе — конфликт поэта с обществом;

-    мотивы богоискательства и богоборчества;

-    глубина философского осмысления социальных проблем и проблем развития личности, окружённой неблагоприятными условиями.

Развёрнутые формулировки на этот вопрос можно найти в ответе к 1-му вопросу к стр. 254. Анализ конкретных стихотворений можно найти на соответствующих страницах.