Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

Как работал Л. Н. Толстой

Вопросы и задания к стр. 13-14

2. Л. Н. Толстой всегда долго вынашивал замысел произведения у себя в голове, прежде чем начать писать (так, например, было с романом «Война и мир», о котором писатель начал думать еще в конце 50-х годов, а писал с 1863 по 1869 г.). Толстой был убежден, что в произведении обязательно должны быть любимые герои автора, иначе дело не пойдет (здесь стоит вспомнить хотя бы Наташу и Петю Ростовых, Андрея Болконского). Л. Н. Толстой никогда не был писателем-фотографом, даже реальных исторических персонажей он описывал так, как ему было нужно в творческих целях, а не так, как было на самом деле (вспомним жалкого, с толстыми ляжками, Наполеона в романе «Война и мир»).

4. Л. Н. Толстой (а вместе с ним и его герой Николенька Иртеньев) всегда стремился достичь «высокого морально-интеллектуального уровня, чистоты нравственных побуждений, демократичности, беззаветной преданности людям труда, непримиримости ко всякой лжи, фальши, высокой принципиальности и честности в личных взаимоотношениях». (По С. Розановой)

5. Блестящие способности Толстого проявились почти во всех областях знаний, а к языкам в особенности: во взрослой жизни писатель свободно владел английским, немецким и французским языками, читал на итальянском, польском, чешском, сербском, знал греческий, латынь, церковнославянский, украинский, татарский, изучал древнееврейский, голландский, болгарский, турецкий и др.

Знание иностранных языков и отличное владение русским языком в дальнейшем помогли Толстому и в писательском труде.

6. Побывав на Кавказской и Крымской войнах, Толстой смог лично увидеть героическое лицо русского солдата и навсегда проникся бесконечным уважением к простому человеку. Впечатления от военной службы легли в основу таких произведений, как «Набег», «Рубка леса», «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы».

7. После военной службы Толстой вернулся в Петербург, вошел в круг «Современника», познакомился со многими писателями, стал писать рассказы, повести, побывал за границей. Все это время он размышлял об устройстве мира, об устройстве русского общества. Он пришел мысли о том, что идеальное устройство общества патриархальная община. Именно эту тему он тщательно прорабатывает в романе «Война и мир». Мысль Толстого в романе неуклонно движется к тому, чтобы восстановить патриархальную демократию, где бы никто не был угнетенным или праздным и где бы не было губительного разрыва между народом, крестьянством и дворянами-помещиками, образованными людьми, интеллигенцией и непросвещенными простолюдинами. Такое единство достигается либо в грозные минуты истории (война), либо в краткие минуты частных событий.

8-10. Николенька Иртеньев родился, воспитывался и жил в аристократической семье, носил титул графа. В трилогии рассказывается, как взрослеет и нравственно растет мальчик, как складываются его отношения с окружающими и миром в целом. Толстого занимают наблюдения героя над собой, поиски душевного равновесия и смысла жизни.

«Детство». Герою десять лет. Ему хочется, чтобы его любили. Умный мальчик, наблюдательный, склонен к настоящему самоанализу, все события в доме подвергаются его нравственной оценке. В мальчике просыпаются гуманные чувства (по отношению к учителю Карлу Ивановичу).

«Отрочество». Герой задумывается о том, как живут другие люди, почему одни богаты, другие бедны, возникает желание разобраться в устройстве этого мира, постепенно складывается собственный взгляд на смысл своей жизни. Дружба с Дмитрием Нехлюдовым открывает Николеньке идеал добродетели, которому он хочет быть предан, но для этого необходимо постоянно совершенствоваться, чем герой и собирается заняться.

«Юность». Героя почти 17 лет. Пусть самосовершенствования труден, не все сразу получается, не во всем герой сразу разбирается. Николай Иртеньев разочаровывается в правилах светского поведения и составляет свои, истинные правила жизни.

Примеры из текста, подтверждающие, что Толстой глубоко проник во внутренний мир мальчика и достоверно отразил его психологию:

а) «Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал».

б) «Я не плакал, но что-то тяжелое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моем расстроенном воображении; но воспоминание о несчастий, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха».

в) «Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании философских теорий.

Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины».

11. Comme il faut дословно с французского означает «как надо, как положено». Комильфо - неписаные правила светской жизни, правила хорошего тона. Вот некоторые из них: светский молодой человек должен курить, пить шампанское, играть в карты, рассказывать в мужских компаниях о своих любовных похождениях, наносить визиты важным людям. Николай Иртеньев разочаровывается в этих правилах, так как они часто безнравственны и совершенно не соответствуют общечеловеческим правилам.

12. Глядя на окружающих людей, Николай делает для себя выводы, как следует себя вести и как поступать, а как - лучше не стоит. Высший пример для подражания - Дмитрий Нехлюдов.

Совершенствуйте свою речь (к стр. 14)

1. «Юность» - довольно ранняя вещь Толстого, поэтому я думаю, что «воображаемым читателем» здесь является все-таки «интеллигентная публика, люди образованного класса».

Вот отрывок, который подтвердит мою мысль: «Еще с первого экзамена все с трепетом рассказывали про латинского профессора, который был будто бы какой-то зверь, наслаждавшийся гибелью молодых людей, особенно своекоштных, и говоривший будто бы только на латинском или греческом языке. St. - Jerome, который был моим учителем латинского языка, ободрял меня, да и мне казалось, что, переводя без лексикона Цицерона, несколько од Горация и зная отлично Цумпта, я был приготовлен не хуже других, но вышло иначе. Все утро только и было слышно, что о погибели тех, которые выходили прежде меня: тому поставил нуль, тому единицу, того еще разбранил и хотел выгнать и т. д., и т. д. Только Семенов и первый гимназист, как всегда, спокойно вышли и вернулись, получив по пять каждый. Я уже предчувствовал несчастие, когда нас вызвали вместе с Икониным к маленькому столику, против которого страшный профессор сидел совершенно один. Страшный профессор был маленький, худой, желтый человек, с длинными маслеными волосами и с весьма задумчивой физиономией».

Здесь мы встречаем написание имени учителя по-французски, имена античных авторов (Цицерон, Гораций) - такое читать и понимать могли лишь образованные люди.