Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

Антон Павлович Чехов

Тоска

Вопросы и задания к стр. 38-39

1-2. Чехов: творческие процесс

Вл. И. Немирович-Данченко, знаменитый режиссёр, писал, что у Чехова было много свободного времени, «которое он проводил как-то впустую, скучал».

Труд писателя за столом — это лишь айсберг, вершина того труда, который совершается в душе, в сознании писателя. Многие авторы — и Чехов относился именно к ним — выстраивали всё произведение в уме, за столом они лишь записывали то, что сложилось в результате многочасовых размышлений. Такая работа писателя — как тектонические процессы в глубинах Земли: на поверхности кажется, что ничего не происходит, а внутри кипит лава. Критик Потапенко писал о непрерывной «подсознательной творческой работе» у Чехова, он более справедлив в своих наблюдениях.

Со стороны часто кажется, что человек, обдумывающий новую мысль, ничего не делает, просто скучает, но результаты внутренней работы проявляются в момент, когда сложившееся произведение запечатлевается на бумаге. Другое дело, что есть люди, которые симулируют внутреннюю работу, но их можно легко узнать по отсутствию результатов.

Долгий процесс осмысления впечатлений жизни подтверждают слова Чехова в письме Батюшкову: «Мне нужно, чтобы память моя процедила сюжет и чтобы на ней, как на фильтре, осталось только то, что важно и типично». Чехов умел уловить проявление типичного в частностях и через эти частности полнее выявить общее. Время помогало ему показать особенности жизни более выпукло.

Если Толстой или, например, Бунин многократно переписывали, изменяли, вносили правки в свои произведения, то Чехов менял очень немногое. Делал он это на последнем этапе, когда из типографии уже приходила корректура произведения в том виде, в каком она будет помещена в журнале или книге.

Многим писателям взгляд на свой текст, набранный типографским способом, помогает увидеть его по-новому, заметить то, что раньше не казалось важным. И на этом последнем этапе, уже перед отправкой рукописи в печать, Чехов вносил последние поправки: исправлял произведение «с музыкальной стороны».

2. Чехов: страницы биографии

Задание учебника сформулировано так: «Подготовьте рассказ о писателе». Из формулировки неясно, что именно надо сделать: охарактеризовать Чехова как писателя или рассказать о его биографии.

В учебнике есть рассказ о жизни Чехова (стр. 3-17). Мы предлагаем краткий перечень важных дат жизни писателя, которые помогут составить рассказ о нём.

17 (29) января 1860 года родился А. П. Чехов. Антон — третий ребёнок в семье.

1876 — разорение отца, отъезд семьи в Москву. Антон остаётся в Таганроге один, чтобы закончить учёбу в гимназии.

1878 — окончание гимназии, переезд в Москву.

1879 — поступление на медицинский факультет Московского университета.

1878-1884 — создание рассказов для тонких юмористических журналов «Стрекоза», «Осколки», «Будильник».

1884 — Чехов заканчивает университет и начинает работать врачом.

1885-1890 — Чехов выпускает несколько сборников своих рассказов, пишет и издаёт повесть «Степь».

1890 — поездка на Сахалин, проведение переписи населения на Сахалине (лично заполнил 10 000 карточек). Обратный путь через Тихий океан, Гонконг, Сингапур, Цейлон, Индийский океан, Суэцкий канал, затем через Европу (Вена, Париж, Флоренция). Создание книги «Остров Сахалин».

1892-1893 — работа врачом в Мелихове в ожидании холеры.

1890-е годы — создание наиболее выдающихся рассказов и пьес («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Душечка», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч»; пьесы «Чайка», «Дядя Ваня»).

1897 — участие во всероссийской переписи населения; ухудшение здоровья Чехова после неудачной постановки «Чайки».

1897-1898 — Чехов для поправки здоровья живёт в Ницце.

1900   — избран почётным академиком по разряду изящной словесности (позже отказался от этого звания в знак протеста против отмены выборов в Академию М. Горького).

1901 — женитьба на актрисе Ольге Леонардовне Книппер.

1900-1904 — рассказы «Дама с собачкой», «В овраге», «Архиерей», пьесы «Три сестры», «Вишнёвый сад».

1904 — смерть Чехова в Баденвейлере.

3.  Рассказ А. П. Чехова «Размазня»

Рассказ «Размазня» очень короткий. Повествование ведётся от первого лица. Хозяин дома приглашает в свой кабинет гувернантку, чтобы выдать ей деньги за два месяца: «На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться». Гувернантка — робкая девушка, она не умеет постоять за себя, и хозяин решает дать ей урок, поставить своеобразный психологический эксперимент. Сначала он утверждает, что вместо сорока рублей в месяц он выдаст ей тридцать, потому что у него так записано. Затем вычитает с неё деньги за разбитую сыном чашку, за уроки, которые не проводились во второй половине дня во время болезни одного из детей, а сам внимательно наблюдает за реакцией гувернантки: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..» Затем «оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!»

В конце концов хозяин сокращает сумму, которую намерен выдать гувернантке, до одиннадцати рублей вместо восьмидесяти. Юлию Васильевна так и не решается протестовать и говорит только спасибо. Хозяин возмущённо восклицает:

«— Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?

— В других местах мне и вовсе не давали...»

Хозяин выдаёт гувернантке всю положенную сумму, говоря, что хотел дать ей хороший урок: «Разве можно на этом свете не быть зубастой?» Но после ухода гувернантки его взгляд обращается на себя, и он с горькой иронией замечает, как легко быть иногда решительным и сильным. Мы ясно слышим не прозвучавшее в тексте продолжение: как легко быть сильным по отношению к тем, кто зависит от тебя. Но часто ли самому удаётся быть сильным, не унижаться в ситуации, когда оказываешься в роли подчинённого, зависимого?

4. Творчество Чехова в 1884-1887 гг.

Творчество Чехова можно условно разделить на несколько этапов.

1 этап — 1878-1884. Работа в популярных журналах юмористического характера (например, в «Осколках»). Поиск собственного стиля, почерка. Противостояние теории «засасывания человека окружающей средой» примерам собственной жизни.

2 этап — 1884-1887. Чехов уходит из «Осколков» в журнал «Новое время», публикует сборники своих рассказов.

1886 — «Пёстрые рассказы».

1887   — «В сумерках» (сборник удостоен Пушкинской премии Российской академии за 1888 год).

В этот период комические рассказы постепенно вытесняются серьёзными, тон произведений становиться драматическим и порой трагическим. Окончательно определяется герой рассказов Чехова — типический человек, представляющий самые разные слои русского общества. Чехов внимательно следит за массовым сознание и стремиться отразить изменения, происходящие в нём, в своих произведениях.

Характерный рассказ для этого периода — «Тоска»: в нём комическое соединено с трагическим (1888).

3 этап— 1887-1904. Период творческого расцвета.

1888 — «Рассказы»; опубликована повесть «Степь».

1890 — «Хмурые люди».

В 1890-е годы написаны лучшие рассказы и пьесы Чехова. Основным принципом становиться стремление к максимальной объективности, к повествованию, в котором авторская позиция почти незаметна, не выходит на поверхность. Чехов не выступает учителем, и это является новаторством, так как в целом русская литература была дидактичной. Творчество Чехова поднимает важнейшие проблемы русского общества, показывает их многомерность и необходимость тонкого и тщательного подхода к их решению.

5-6. Рассказ «Смерть чиновника»

Чехов считал, что настоящий человек должен быть свободным в душе. В поведение русского человека, воспитанного в традициях чинопочитания, преклонения перед власть имущими, въелись некоторые особенности, которые Чехов считал проявлениями раба. Он сам всю жизнь боролся с этими проявлениями в самом себе, выдавливал из себя раба, как он говорил. И был очень чуток к проявлениям рабского поведения в других людях. Об этом рассказы «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». Цель этих произведений в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, чтобы люди увидели, как их поведение выглядит со стороны — не в кривом, а в чистом и светлом зеркале объективности.

Подробный разбор рассказа дан в учебнике (стр. 6-11).