Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

Михаил Васильевич Ломоносов

Вопросы и задания к стр. 49

1.   О М. В. Ломоносове

М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия).

Ломоносов был щедро одарён многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых активно занялся картографией. Очень много М. В. Ломоносов сделал для становления русского литературного языка. Он составил правила стихосложения на русском языке, был автором многих торжественных од и других произведений.

В прошлых классах мы проходили такие произведения М. В. Ломоносова: «Случились вместе два астронома в пиру...» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).

Можно назвать такие его художественные произведения: «Ода на взятие Хотина», сопровождённая «Письмом о правилах российского стихотворства»; «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла», «О пользе книг церковных в российском языке», «Разговор с Анакреоном», «Краткое руководство к красноречию».

2.   Ломоносов имел мощный ум, наблюдательность, способность к обобщениям, трудолюбие, настойчивость, стремление доводить дело до конца, искренность, страстность, правдивость. Ломоносов обладал даром красноречия, безусловным педагогическим талантом, он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы и добра.

3.   Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал, казалось бы, невозможное для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.

4.   Теория «трёх штилей»

К созданию теории «трёх штилей» Ломоносов пришёл от практической потребности уяснить, каким же теперь, после стольких изменений в обществе, должен быть литературный язык.

До Ломоносова приняты были в литературе формы церковно-славянской речи, и писатель подбирал особенные, книжностаринные слова, склонял и спрягал эти слова на церковнославянский манер.

- «Прочтоша, написаша», «Беззаконновахом, неправдовахом».

Вместо «ещё, тотчас» писали «паки, аще, абие». Письменная речь была переполнена славянизмами: «иже», «якоже», «понеже»... Употреблять «простой» язык в книжном сочинении считалось невежеством и необразованностью.

Ломоносов отделил, разграничил русский язык от церковно- славянского. Составил первую грамматику русского языка. Народный русский язык получил достойную честь и самостоятельность. Но преобразователь всё же советует поэтам учиться красотам и важности церковных книг.

Сочинение М. В. Ломоносова «О пользе книг церковных в российском языке» включило в себя разработанную учёным теорию «трёх штилей».

«Штили»

Слова

Жанры

«Высокий»

Церковнославянские и русские

Героические поэмы, оды, трагедии

«Средний»

Русские с небольшой примесью

церковно-славянских

Драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии

«Низкий»

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

Комедии, эпиграммы, песни, басни

Ода — торжественное стихотворение, посвящённое какому- то событию или герою.

Поэма — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Трагедия — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно заканчивающуюся гибелью героя.

Драма — произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Сатира — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Эклога — стихотворное повествование или диалог, изображающий бытовые сельские сценки.

Элегия — стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

Чтобы определить принадлежность произведения к одному из «штилей», надо уметь различать церковнославянские и русские слова, определять жанр произведения.

Попробуем определить «штиль» уже известных нам произведений М. В. Ломоносова. Надпись «К статуе Петра Первого» — «высокий штиль». «Случились вместе два астронома в пиру...» — «низкий штиль».

5.   Пушкин о Ломоносове:

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

6.   Стихи М. В. Ломоносова читаются очень необычно, потому что поэт использует много непривычных слов и речевых оборотов. Создаётся впечатление, что постоянно, даже в стихах, М. В. Ломоносова волновали сложнейшие вопросы мироздания, что написание стихов становилось для него зачастую ещё одним способом познать природные тайны и как-то оформить их. В ломоносовских одах видно восхищение великими делами, оды полны гордости за приобретённую русскую славу и лишены какого бы то ни было лицемерия и фальши.