Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 2

 

РОМАНСЫ И ПЕСНИ НА СЛОВА РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX И XX ВЕКОВ

Романс и песня

Поразмышляем над прочитанным (к стр. 286)

1. Происхождение романса

В старину романсом называли песню на родном языке в отличие от литературы книжной, которая писалась на латыни, подобно Священному Писанию. Зародился романс в средневековой Испании в результате активного соприкосновения с арабской и еврейской культурой (с VII по XV век продолжалась реконкиста — постепенное изгнание арабов с Пиренейского полуострова, где был образован Кордовский халифат).

Англичане и французы называли романсами различные по жанру произведения: англичане — большие рыцарские песни, а французы — песни лирические, любовные (песни трубадуров).

2-3. Романс в России

Романс проник в Россию вначале XIX века.

Романс от песни в России отличается тем, что романс пишется на литературный текст, созданный поэтом, а песня может быть написана на фольклорный текст без автора. Кроме этого, романс обычно лишён припева, а песня часто имеет припев (рефрен).

Свойства романса заключаются в том, что он может существовать даже чисто в музыкальном виде, без слов. Также это может быть и литературный текст, не положенный на музыку. Для романса подходят напевные, «мелодические» стихи, например, «Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина, «На заре ты её не буди...» А. А. Фета. Декламационные («Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова) и разговорные («Евгений Онегин» А. С. Пушкина) стихи не подходят для выпевания.

Когда говорят, что романс «допевается» или «дописывается» каждым слушателем, то имеют в виду то, что часто исполнители произвольно меняли слова, подбирали эпитеты и сравнения, подходящие под рифму, но более соответствующие их внутреннему чувству. Происходит это потому, что исполнение романса — дело глубоко интимное, а переживания каждого человека сугубо индивидуальны, и отразить их во всей полноте один, даже гениальный текст, бывает не в состоянии.

4. Русский романс

Русский романс, как и всякое новое культурное веяние того времени, возник первоначально в столичной дворянской среде, а после завоевал и провинцию. Он был специально создан для атмосферы светских вечеров для людей, не обеспокоенных проблемами насущного выживания. Однако По прошествии некоторого времени, когда романсами стали стихотворения знаменитых поэтов, а музыку к ним написали не менее знаменитые композиторы, романс проник и в народную среду, где оценили его хорошо выпеваемую искренность и сердечность. Соответственно появились и различные разновидности романса, обращённые к тому или иному социальному слою: «усадебный» (А. А. Фет, А. К. Толстой, Н. А. Огарёв, А. Г. Майков), «городской» (Я. П. Полонский), «мещанский» и «цыганский» романсы (А. А. Григорьев, Я. П. Полонский, А. А. Блок).

5. Романс «Я тебе ничего не скажу...».

Автор романса «Я тебе ничего не скажу...» — А. А. Фет, композитор — П. И. Чайковский (рассказ о композиторе: см. ответ на вопрос 4 к стр. 452).

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года в имении в Орловской губернии в доме помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Его матерью была немка Шарлотта Фет, которая полюбила русского дворянина во время лечения того в Германии и уехала с ним в Россию. Сын родился у неё через два месяца после приезда в имение Шеншина.

Когда молодому поэту исполнилось четырнадцать лет, было установлено, что он был рождён до брака его матери с Шеншиным, поэтому его лишили русского гражданства, потомственного дворянства и права на отцовское наследство.

Фет превратился из русского дворянина в иностранца- разночинца. Естественно, это имело громадное влияние на его формирование и на выбор его жизненного пути.

Образование Фет получил на словесном отделении факультета Московского университета. Уже тогда он много писал: издал сборник стихов «Лирический пантеон», печатался в журнале «Отечественные записки». После университета он выбрал в качестве продолжения карьеры военную службу, потому что офицерский чин давал потомственное дворянство.

Служил Фет в кавалерии кирасиром, потом в гвардии под Петербургом, но всё оказалось напрасно. Прослужив тринадцать лет, дослужиться до нужного чина поэт так и не смог. Вообще вся его жизнь была наполнена жертвами, к которым его никто не склонял и которые приносили беды другим людям. Так, он познакомился с дочерью бедного помещика Марией Лазич. Чувство был сильным и взаимным, но для Фета важнее оказалось возвращение дворянства и материального достатка. Мария погибла в огне, неосторожно бросив спичку, возможно, это было самоубийство.

Жизнь Фета шла, полная драматических сверхусилий, пока уже в зрелом возрасте он не накопил достаточно денег, чтобы приобрести усадьбу и двести десятин земли. Он женился на Марии Петровне Боткиной и стал вести жизнь типичного помещика, получив право на причисление себя к роду Шеншиных.

В 1870-е годы Фет увлёкся философией Шопенгауэра. Литературу в этот период он забросил и не писал стихов очень долго. Зато писал экономические статьи. Впоследствии иногда стал писать и стихи, но они рождались в нём как будто против его воли, их писал будто совсем другой человек. Поэт, утверждал, что действительность и поэтическое творчество не имеют между собой ничего общего, потому что ничего общего нет между ним, как человеком, и ним, как поэтом. Конечно, на самом деле такое расщепление могло быть только насильственным.

Его стихи в пожилом возрасте характеризуются космичностью тематики; поэт, говоря о природе, обращается к звёздам, к бесконечности.

Умер поэт и помещик Фет 21 ноября 1892 года.