Домашние работы и доклады по литературе за 9 класс

ЧАСТЬ 1

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

 

Гавриил Романович Державин

К стр. 65-66

1.   У Г. Р. Державина мысль, чувство, воображение обращены не только вовне, как у того же М. В. Ломоносова, но и внутрь самого человека. Познание Бога осуществляется через познание самого себя. Человек внутри себя может обнаружить слияние божественного и тварного и принять это слияние и относиться к нему с сердечной простотой.

2.    «...чтоб стен не разбивать своим безумно лбом» — уметь предпринимать обходные манёвры, пробовать найти путь в разных местах; а не пытаться упрямо повторять одно и то же действие.

«напрасно роем ров бессильным мы соседям» — незачем предпринимать чрезмерные усилия по защите от тех, кто и так никогда не нападёт. Всякое действие должно быть соразмерно.

«...помедлить бы Гусям хвалиться, Поколь весна не возвратится» — радоваться успеху можно только после его полного завершения, потому что иначе любое непредвиденное обстоятельство разрушит временный успех.

3.   Мысль о том, что образы из мира природы для Г. Р. Державина — отправная точка его философских размышлений о Боге, человеке, жизни и смерти, о смысле существования, можно подтвердить на примере стихотворения «Задумчивость»: поэт стремится вырваться из света и любить без оглядки на «мнения» и «суждения». Он облекает это в природные образы мрачных пустынь без единого следа человеческой ступни, кричащих долин, рек и холмов.

4.   После детального разбора данного вопроса достаточно трудно подготовить независимое от него исследование. Предпочтительнее ограничиться внимательным изучением предложенного.

Вопросы и задания к стр. 67

1. Страницы биографии Державина

Род Гавриила Романовича Державина происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из потомков Багрима получил прозвище Держава и стал служить в Казани. От него пошёл род Державиных, постепенно обедневший. Державин родился в Казани в 1743 году, учился в Казанской гимназии, а затем был призван на военную службу рядовым. Державин служил в Преображенском гвардейском полку и лишь спустя десять лет после начала службы получил первый офицерский чин. Когда в 1765 году умер Ломоносов, Державину было 22 года.

После участия в подавлении Пугачёвского восстания Державин становится сенатором, затем назначается губернатором в Тамбов, позже — личным секретарём Екатерины Второй... Императрица приблизила его после того, как поэт написал оду «Фелица», где воспел добродетели некоей Киргиз-кайсацкой царевны, в которой Екатерина узнала себя. Тогда она пожаловала ему золотую табакерку, полную золотых червонцев, и ввела его в высший свет. На протяжении жизни Державин занимает самые разные должности в Сенате и Совете при высочайшем дворе, но в 1803 году по своему желанию уходит в отставку. Особым качеством Державина была его прямота: он был искренен с властителями и не боялся говорить им правду в глаза. Он считал, что именно в этом — долг гражданина.

Гавриил Романович Державин интересен для нас тем, что он не просто хрестоматийно известный поэт, но необычайно колоритная и характерная для своего века фигура. Будучи ребёнком из бедной дворянской семьи, которой нечем было даже заплатить за обучение сына, Державин начал служить простым солдатом и дослужился до должности министра юстиции, был личным секретарём императрицы. Будучи губернатором, Державин стремился раскрыть злоупотребления властей и в результате постоянно ссорился с наместниками. Это привело к тому, что ему приходилось покидать губернаторства в Олонецкой и Тамбовской губерниях. Служение государству для него в первую очередь было связано с понятием чести, что часто входило в противоречие с российской действительностью.

2. Нам известны произведения писателя, которые изучались в 7-м классе: «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи...».

«Признание»

В этом стихотворении ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории «трёх штилей» Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении «низких» и «высоких» слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова «важным саном» и «надуваться», «вельможам властным» и «правду брякнуть вслух».

В целом стихотворение лишено тяжеловесности, читается легко и понятно. В «Признании» отразились черты характера Державина: прямота, искренность, честность. Ниже приведённые строки могли стать девизом поэта:

...Ум и сердце человечье

Были гением моим.

«На птичку»

Стихотворение «На птичку» написано в 1792 или 1793 году. Его можно воспринимать как иносказание: свободного человека насильно заставляют петь, проявлять свою индивидуальность, но свободный человек не может быть искренним и вдохновенным в неволе.

«Река времён в своём стремленьи...»

Это философское произведение — попытка поэта изложить свой взгляд на вопрос о смысле жизни. Стихи заставляют задуматься над тем, что останется от деяний человека после его смерти.

3.   «Властителям и судиям»

Пафос стихотворений «Властителям и судиям» в сожалении о том, что власть имущие не обладают необходимыми достоинствами для процветания своих подданных, а стремятся к благам, подвержены тяжёлым порокам и страстям.

Автор выступает против таких пороков, как пресыщенность (усталость от удовольствий), предвзятость, взяточничество, безразличие к судьбе народа.

«Памятник»

Пафос «Памятника» в том, что творчество, поэзия долговечнее самых прочных, казалось бы, предметов — металлов и выше самого высокого — пирамид. Только чело музы венчает подлинная «заря бессмертия».

В стихотворении всего два восклицательных знака — при утверждении «Так!» и при обращении к музе. Это говорит о том, что поэт не молит, не просит о бессмертии, но твёрдо и спокойно уверен в том, что поэтическое слово нетленно.

4.   «Доколь славянов род вселенна будет чтить» — то есть до тех пор, пока в мире славяне будут могущественным народом, пока будет помниться русский язык и будет жива славянская культура.

«В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить» — не уподоблять деяния Божьи помпезным и высокомерным деяниям земных владык, говорить о Боге в простых словах, идущих от сердца. Не бояться говорить царям правду, даже если она неприятна, но не вкладывать в эту правду вызова и бунта, быть выше, оставаться спокойным и честным перед всемогущими правителями, помня о том, что божественная истина всегда выше и значительнее, нежели преходящее земное величие.

5.   Значение Державина в русской поэзии

Г. Р. Державин написал много стихотворений, ставших классикой русской поэзии. Он подготовил тот переворот в литературном языке, который позже совершил А. С. Пушкин. Его заслуги перед отечественной литературой велики, а положение между М. В. Ломоносовым и А. С. Пушкиным незыблемо. С этой точки зрения творчество поэта есть его вечный памятник. Г. Р. Державин дерзнул говорить царям истину, и это он ставит себе в главную заслугу. Сейчас трудно оценить всю значимость державинской принципиальности, но, проникнув хотя бы в верхний слой представлений той эпохи, можно со всем основанием подтвердить гордость поэта.

Державин воистину воздвиг себе памятник — «чудесный, вечный».

Автор видит долг «властителей и судий» в том, чтобы

...сохранить законы,

на лица сильных не взирать,

без помощи, без обороны

сирот и вдов не оставлять.

.. .спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Развивайте дар слова (к стр. 67)

1. О стихотворении «Властителям и судиям»

Стихотворение «Властителям и судиям» начинается с риторического вопроса: Всевышний, собравшись судить «земных богов», то есть людей, имеющих власть, обращается к ним: «...Доколе, рек, доколь вам будет / щадить неправедных и злых?» Этот вопрос по сути своей — утверждение: если вам дана власть, значит, вы должны её употреблять для того, чтобы наказывать «неправедных и злых» и помогать несчастным.

В стихотворении из семи строф восемь восклицательных знаков, причём все они сосредоточены в последних четырёх строфах, где описываются реальные действия «земных богов», которые возмущают Державина: нежелание знать правду, мздоимство (взяточничество), потворство «злодействам», и где поэт произносит свой суд над власть имущими и молит «Бога правых» внять молению несчастных и покарать «лукавых» властителей.

Высокий обличительный пафос стихотворения, обращение к Божьему суду выводит стихотворение из разряда «литературного памятника», рассказывающего только лишь об эпохе своего создания, и подчёркивает его непреходящую значимость.