Теория литературы. Хализев. В. Е.

§ 8. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

Соотношение между художественным творчеством и эстетическим как таковым понималось и понимается по-разному. В ряде случаев искусство, будучи осознано как деятельность познавательная, миросозерцательная, коммуникативная, отстраняется от сферы эстетического. Так, Н. Г. Чернышевский сосредоточивался на воспроизводящих и информативных началах искусства как доминирующих. А Л. Н. Толстой утверждал даже, что для верного осмысления художественного творчества следует «откинуть путающее все дело понятие красоты»4.

4 Толстой Л. Н. Что такое искусство? С. 166.

О внеэстетической сущности искусства мягче и одновременно конструктивнее говорил Г. Н. Поспелов, по мысли которого предметы, обладающие эстетическими свойствами, по своей природе эстетическими не являются, поскольку эстетическое — это «внешнее проявление» некой «сущности во всей целостности предмета». Ученый делал вывод, что существо искусства — духовное, а эстетическое в нем — сфера вторичная, формальная, а потому на понятии эстетического теорию художественного творчества построить нельзя. «В жизни нет никаких явлений, эстетических по своей сущности, — писал он.— И искусство, конечно, не представляет собой в этом отношении какого-то исключения. И его сущность сама по себе вовсе не эстетическая»1. Эти утверждения, во многом резонные, правомерно прокорректировать суждением о том, что главным предназначением произведений искусства является их восприятие как ценности эстетической. И неудивительно, что теоретики искусства разных стран и эпох рассматривают — с полным на то основанием — эстетический аспект искусства как главный, стержневой, доминирующий. По словам Я. Мукаржовского, искусству подобает быть верным «своему естественному назначению, т. е. эстетическому воздействию»2.

Связи искусства со сферой эстетического многоплановы. Во- первых, предметом познания и воссоздания в художественных произведениях становится жизнь в ее эстетических свойствах (качествах): все то в реальности, что «адресовано» человеческому зрению и слуху и подлежит непосредственному и целостному восприятию. Во-вторых, сам материал художественных образов (звук в музыкальном произведении; трехмерные визуально воспринимаемые формы скульптуры; слова с их фонетическим обликом и т. п.) имеет чувственный характер и апеллирует к его эстетическому восприятию. И наконец, в-третьих, эстетическое не только преломляется в произведениях искусства, но и (это едва ли не главное) создается в результате творческого акта. Художественные произведения, не воспринимающиеся в качестве эстетической ценности, не выполняют важнейшей из своих задач.

Соотношения между эстетическим в искусстве и во внехудожественной реальности понимаются учеными по-разному. Утверждается, с одной стороны, что искусство восполняет реальность, привносит в нее упорядоченность, вновь созидая эстетически ценное. С другой стороны, говорится, что тезис «искусство творит красоту» — несостоятельный, ложноклассический, узкоэстетский, что красота мира порождает художественные ценности и «искусство не создает, а являет красоту»3. По-видимому, в художественной деятельности присутствуют оба названных начала: искусство в состоянии и запечатлевать эстетически ценное, присутствующее в бытии, и вновь его созидать.

1 Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М., 1965. С. 159.

2 Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. С. 131.

3 Булгаков С. Н. Искусство и теургия//Русская мысль. 1916. № 12. С. 18.

Сфера эстетического, что самоочевидно, неизмеримо шире области художественного. Но именно творения искусства составляют некий максимум явленности эстетически ценного. Только в художественной деятельности эстетическое оказывается доминирующим и выдвигается на первый план. В иных же родах человеческих занятий, теоретических и практических, тоже отмеченных творческим началом, оно (если и присутствует) составляет сопутствующий и далеко не обязательный компонент.

И не случайно слова «эстетическое» и «художественное» используются в гуманитарной сфере (больше в околонаучной, чем собственно научной) как синонимы. Именно в искусстве эстетическое обретает полноту и глубину, ярко обнаруживая свои фундаментальные качества. И именно из эстетической предназначенности искусства органически вытекают как его познавательные возможности, так и присущие ему миросозерцательные начала — выражение в художественных произведениях авторского сознания, духовной позиции творца.

Создание искусства, по словам авторитетного ученого, «является одновременно моделью двух объектов — явления действительности и личности автора»1.

1 Лотман Ю. М. Очерки по структуральной поэтике//Ю. М. Лотман и тартускомосковская семиотическая школа. М., 1994. С. 51.

Завершив разговор об эстетической доминанте искусства, мы теперь обратимся к иным (по преимуществу уже внеэстетическим) его граням, которые (скажем, забегая вперед) составляют содержание художественных произведений, тогда как собственно эстетические начала искусства соотносимы прежде всего с их формой (о форме и содержании см. с. 174—180).