Теория литературы. Хализев. В. Е.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. О СУЩНОСТИ ИСКУССТВА

1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

§ 1. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ: ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

§ 2. ПРЕКРАСНОЕ

§ 3. ВОЗВЫШЕННОЕ. ДИОНИСИЙСКОЕ

§ 4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И КАРТИНА МИРА

§ 5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ

§ 6. МЕСТО И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

§ 7. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ В СВЕТЕ АКСИОЛОГИИ. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЗМ

§ 8. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

2. ИСКУССТВО КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА)

§ 1. ТЕОРИЯ ПОДРАЖАНИЯ

§ 2. ТЕОРИЯ СИМВОЛИЗАЦИИ

§ 3. ТИПИЧЕСКОЕ И ХАРАКТЕРНОЕ

§ 4. ЛИЧНОСТНОЕ НАЧАЛО КАК ОБЪЕКТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ

3. ТЕМАТИКА ИСКУССТВА

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «ТЕМА»

§ 2. ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ

§ 3. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕМАТИКИ

§ 4. ИСКУССТВО КАК САМОПОЗНАНИЕ АВТОРА

§ 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕМАТИКА КАК ЦЕЛОЕ

4. АВТОР И ЕГО ПРИСУТСТВИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

§ 1. ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА «АВТОР». ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ АВТОРСТВА

§ 2. ИДЕЙНО-СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ИСКУССТВА

§ 3. НЕПРЕДНАМЕРЕННОЕ В ИСКУССТВЕ

§ 4. ВЫРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ АВТОРА. ВДОХНОВЕНИЕ

§ 5. ИСКУССТВО И ИГРА

§ 6. АВТОРСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И АВТОР КАК РЕАЛЬНОЕ ЛИЦО

§ 7. КОНЦЕПЦИЯ СМЕРТИ АВТОРА И ЕЕ КРИТИКА

5. ТИПЫ АВТОРСКОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ

§ 1. ГЕРОИЧЕСКОЕ

§ 2. БЛАГОДАРНОЕ ПРИЯТИЕ МИРА И СЕРДЕЧНОЕ СОКРУШЕНИЕ

§ 3. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ, СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ, РОМАНТИКА

§ 4. ТРАГИЧЕСКОЕ

§ 5. СМЕХ, КОМИЧЕСКОЕ, ИРОНИЯ

6. НАЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ. КАТАРСИС

§ 2. ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

§ 3. СПОР ОБ ИСКУССТВЕ И ЕГО ПРИЗВАНИИ В XX ВЕКЕ.

Глава II. ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА

1. ДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА НА ВИДЫ. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ЭКСПРЕССИВНЫЕ ИСКУССТВА

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБРАЗ И ЗНАК

3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ. УСЛОВНОСТЬ И ЖИЗНЕПОДОБИЕ

4. НЕВЕЩЕСТВЕННОСТЬ ОБРАЗОВ В ЛИТЕРАТУРЕ. СЛОВЕСНАЯ ПЛАСТИКА

5. ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ

6. ЛИТЕРАТУРА И СИНТЕТИЧЕСКИЕ ИСКУССТВА

7. МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ В РЯДУ ИСКУССТВ.

8. ЛИТЕРАТУРА И МИФОЛОГИЯ

§ 1. МИФ: ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

§ 2. ИСТОРИЧЕСКИ РАННИЕ МИФЫ И ЛИТЕРАТУРА

§ 3. МИФОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЛИТЕРАТУРА

§ 4. МИФ В АСПЕКТЕ АКСИОЛОГИИ

Глава III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГЕРМЕНЕВТИКА

§ 1. ПОНИМАНИЕ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. СМЫСЛ

§ 2. ДИАЛОГИЧНОСТЬ КАК ПОНЯТИЕ ГЕРМЕНЕВТИКИ

§ 3. НЕТРАДИЦИОННАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА

2. ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. ЧИТАТЕЛЬ

§ 1. ЧИТАТЕЛЬ И АВТОР

§ 2. ПРИСУТСТВИЕ ЧИТАТЕЛЯ В ПРОИЗВЕДЕНИИ

§ 3. РЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ. ИСТОРИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

§ 4. ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

§ 5. МАССОВЫЙ ЧИТАТЕЛЬ

3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЕРАРХИИ И РЕПУТАЦИИ

§ 1. «ВЫСОКАЯ ЛИТЕРАТУРА». ЛИТЕРАТУРНАЯ КЛАССИКА

§ 2. МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

§ 3. БЕЛЛЕТРИСТИКА

§ 4. КОЛЕБАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ РЕПУТАЦИЙ. БЕЗВЕСТНЫЕ И ЗАБЫТЫЕ АВТОРЫ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ

4. ЛИТЕРАТУРА - ЭЛИТА - НАРОД

§ 1. ЭЛИТАРНАЯ И АНТИЭЛИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ

§ 2. НАРОДНОСТЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

Глава IV. ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОЭТИКИ

§ 1. ПОЭТИКА: ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНА

§ 2. ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ЦИКЛ. ФРАГМЕНТ

§ 3. СОСТАВ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

2. МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

§ 2. ПЕРСОНАЖ И ЕГО ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

§ 3. ПЕРСОНАЖ И ПИСАТЕЛЬ (ГЕРОЙ И АВТОР)

§ 4. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖА. ПСИХОЛОГИЗМ

§ 5. ПОРТРЕТ

§ 6. ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

§ 7. ГОВОРЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК. ДИАЛОГ И МОНОЛОГ

§ 8. ВЕЩЬ

§ 9. ПРИРОДА. ПЕЙЗАЖ

§ 10. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО

§ 11. СЮЖЕТ

3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ. (СТИЛИСТИКА)

§ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ИНЫЕ ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 2. СОСТАВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

§ 3. ЛИТЕРАТУРА И СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

§ 4. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА

§ 5. СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

4. ТЕКСТ

§ 1. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ ФИЛОЛОГИИ

§ 2. ТЕКСТ КАК ПОНЯТИЕ СЕМИОТИКИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

§ 3. ТЕКСТ В ПОСТМОДЕРНИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

5. НЕАВТОРСКОЕ СЛОВО. ЛИТЕРАТУРА В ЛИТЕРАТУРЕ

§ 1. РАЗНОРЕЧИЕ И ЧУЖОЕ СЛОВО

§ 2. СТИЛИЗАЦИЯ. ПАРОДИЯ. СКАЗ

§ 3. РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

§ 4. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

§ 5. СЛОВО НЕАВТОРСКОЕ И АВТОРСКОЕ

6. КОМПОЗИЦИЯ

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

§ 2. ПОВТОРЫ И ВАРИАЦИИ

§ 3. МОТИВ

§ 4. ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ И СУММИРУЮЩИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ. УМОЛЧАНИЯ

§ 5. СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; «ТОЧКА ЗРЕНИЯ»

§ 6. СО- И ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ

§ 7. МОНТАЖ

§ 8. ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА

§ 9. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ КОМПОЗИЦИИ

7. ПРИНЦИПЫ РАССМОТРЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

§ 1. ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ

§ 2. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

§ 3. КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

Глава V. ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ

1. РОДЫ ЛИТЕРАТУРЫ

§ 1. ДЕЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА РОДЫ

§ 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ РОДОВ

§ 3. ЭПОС: ПОВЕСТВОВАНИЕ И ЕГО СУБЪЕКТ

§ 4. ДРАМА

§ 5. ЛИРИКА

§ 6. МЕЖРОДОВЫЕ И ВНЕРОДОВЫЕ ФОРМЫ

2. ЖАНРЫ

§ 1. О ПОНЯТИИ «ЖАНР»

§ 2. ПОНЯТИЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА» В ПРИМЕНЕНИИ К ЖАНРАМ

§ 3. РОМАН: ЖАНРОВАЯ СУЩНОСТЬ

§ 4. ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ

§ 5. ЖАНРОВЫЕ СИСТЕМЫ. КАНОНИЗАЦИЯ ЖАНРОВ

§ 6. ЖАНРОВЫЕ КОНФРОНТАЦИИ И ТРАДИЦИИ

§ 7. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ В ИХ СВЯЗЯХ С ВНЕХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ

Глава VI. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГЕНЕЗИС ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА

§ 2. К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕНЕЗИСА ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

§ 3. КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ В ЕЕ ЗНАЧИМОСТИ ДЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

2. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

§ 1. ДИНАМИКА И СТАБИЛЬНОСТЬ В СОСТАВЕ ВСЕМИРНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

§ 2. СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

§ 3. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБЩНОСТИ (ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ) XIX—XX вв.

§ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ЛИТЕРАТУРЫ

§ 5. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ

§ 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА