Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 1. Литература и история

Цели: кратко повторить изученное в предыдущих классах; обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить учеников со структурой учебника.

Методические приемы: беседа, повторение изученного, объяснение учителя, работа с учебником.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа по прочитанным книгам

- Какие книги вы успели прочитать за лето?

- Какие авторы вам встретились впервые?

- Какие герои вам запомнились?

- Какие произведения вы бы хотели перечитать?

- Какие произведения, кроме рекомендованных, вы прочитали и посоветовали бы прочитать другим?

- Стихотворения каких поэтов вам понравились? Какие из них вы выучили наизусть?

III. Повторение изученного в 5-7 классах

Вспомним, какие произведения мы изучали в предыдущих классах. Постараемся сгруппировать их по времени написания и по авторам.

Примечание. Можно устроить небольшой конкурс. Список произведений (не обязательно полный), уже сгруппированный, написан на доске или на плакате и закрыт полосками бумаги; по мере того как ученики называют автора и произведение, учитель открывает написанное на доске. Чтобы учителю легче было ориентироваться, можно на закрывающих полосках написать названия произведений карандашом.

После того как большинство произведений названо, вспомним героев и их поступки, определим, что помнится хорошо, а что забылось; прочитаем стихотворения или их фрагменты.

Этот список может пригодиться и для последующего разговора об основной теме курса 8 класса - русская литература и история.

Примерный список произведений, изученных в 5-7 классах

Фольклор

Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»); предания, былины, произведения обрядового фольклора, загадки, пословицы, поговорки.

Древнерусская литература

«Повесть временных лет».

«Сказание о белгородском киселе».

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

«Поучение» Владимира Мономаха.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Литература XVIII века

М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...», «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия... Елисаветы Петровны 1747 года».

Г.Р. Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку», «Признание».

Литература XIX века

И.А. Крылов. Басни.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна», «Кубок».

А.С. Пушкин. Лирика («Няне», «Узник», «Пущину», «Зимняя дорога»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина», «Дубровский», «Полтава», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», «Борис Годунов».

М.Ю. Лермонтов. Лирика («Тучи», «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»), «Бородино», «Песня про... купца Калашникова».

А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Н.В. Гоголь. «Заколдованное место», «Тарас Бульба».

Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос», «На Волге», «Дедушка», «Железная дорога», «Русские женщины», «Размышления у парадного подъезда».

И.С. Тургенев. «Муму», «Бежин луг», «Бирюк», стихотворения в прозе.

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник», «Детство».

Н.С. Лесков. «Левша».

A. П. Чехов. «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня».

И.А. Бунин. «Цифры», «Лапти».

Лирика В.А. Жуковского, Е.А. Баратынского, А.А. Фета («Весенний дождь», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Еще майская ночь»), Ф.И. Тютчева («Зима недаром злится...», «Есть в осени первоначальной...», «Как весел грохот летних бурь...», «Листья», «Неохотно и несмело...»), А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова, Я. Полонского, А.К. Толстого.

Литература XX века

И.А. Бунин. «Косцы».

Л.Н. Андреев. «Кусака».

B. Г. Короленко. «В дурном обществе».

М. Горький. «Детство», «Старуха Изергиль».

А.С. Грин. «Алые паруса».

П.П. Бажов. «Медной горы Хозяйка».

К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».

C. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».

A. П. Платонов. «Никита», «Неизвестный цветок», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире».

М. Зощенко. «Беда».

B. П. Астафьев. «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой».

В.Г. Распутин. «Уроки французского».

В.М. Шукшин. «Срезал», «Критики».

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади».

Е.И. Носов. «Кукла», «Живое пламя».

Ю.П. Казаков. «Тихое утро».

Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».

Лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, В.Я. Брюсова, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, А. Прокофьева, Д. Кедрина, Н. Рубцова, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Д. Самойлова, А. Суркова, Н. Тихонова, Г. Тукая, К. Кулиева, Р. Гамзатова.

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции.

Гомер. «Одиссея», «Илиада».

М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот».

Ф. Шиллер. «Перчатка».

Р.Л. Стивенсон. «Вересковый мед».

Р. Бернс. «Честная бедность».

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!»

П. Мериме. «Маттео Фальконе».

Д. Дефо. «Робинзон Крузо».

Г.-Х. Андерсен. «Снежная королева».

М. Твен. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

Д. Лондон. «Сказание о Кише».

O. Генри. «Дары волхвов».

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Р. Брэдбери. «Каникулы».

Японские хокку.

IV. Слово учителя

Посмотрим еще раз на список изученных нами произведений. Как мы видим, литература всегда отражала историю народа, историю страны, обращалась к важнейшим историческим событиям, вдохновляла народ на подвиги во славу Родины, прославляла героев, обличала несправедливость, прививала любовь к Отечеству.

Главной темой курса литературы 8 класса является более подробное рассмотрение взаимосвязи литературы и истории.

V. Знакомство с учебником

- Кто авторы учебника?

- Какое время охватывают произведения, помещенные в учебнике-хрестоматии? (Время от XIII века - «Повесть о житии Александра Невского» - до наших дней.)

- Какие исторические личности, исторические события, упомянутые в названиях произведений, вам знакомы из истории? (Емельян Пугачев, Ермак, Александр Невский, Куликово поле, Великая Отечественная война.)

- Рассмотрим форзацы учебника, прочитаем стихотворения, помещенные на них.

- Найдем разделы «Справочные материалы» и «Краткий словарь литературоведческих терминов», помещенные в конце второй части учебника-хрестоматии, перелистаем их, вспомним два-три знакомых термина.

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника «Русская литература и история» (с. 3-4), ответить на вопросы.

2. Прочитать статью С.Я. Маршака «О талантливом читателе» («Читаем, думаем, спорим...» (с. 4-6), ответить на вопросы (с. 7).

3. Задание по группам: повторить материал по устному народному творчеству (сказки, былины, пословицы и поговорки, обрядовый фольклор).

4. Задание по группам: подготовить выразительное чтение хороводных, лирических, исторических песен, исполнение частушек (по материалам учебника).


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница