Цели: повторение и обобщение изученного; обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников.
Методические приемы: объяснения учителя, выступления учеников, составление плана.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Чтение наизусть басен.
2. Инсценированное чтение басен.
3. Представление иллюстраций к басням.
II. Повторение и обобщение изученного. Беседа по вопросам
- Какое отражение в фольклоре (народных песнях, преданиях, частушках) нашла история народа, его жизнь?
- В чем отличие отражения истории и исторических персонажей в преданиях и исторических песнях?
- Каковы особенности изображения исторической личности в житийной литературе? (На примере «Жития... князя Александра Невского».)
- Каким образом демократическая литература отражала проблемы народа? (На примере повести «Шемякин суд».)
- Какова историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»?
- В чем особенности изображения истории и жизни народа в повести «Наталья, боярская дочь»?
- Какие взгляды И.А. Крылова на историю, на роль власти и народа в истории нашли отражение в басне «Лягушки, просящие царя»?
- Какие исторические события положены в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?
III. Обучение написанию сочинения
1. Пояснения к формулировке темы сочинения.
Тема сочинения «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века» предполагает прежде всего осознание тесной связи литературы и истории, начиная с фольклорных произведений, в которых отразилось народное понимание истории, народное отношение к историческим персонажам.
Во-вторых, необходимо сделать выбор, остановиться на одном- двух произведениях, на материале которых будет раскрыта тема. Можно сопоставить различные жанры, например, предания о Пугачеве и исторические песни о нем.
Другой путь - сопоставление исторической основы произведения с ее литературным осмыслением, воплощением (например, исторические сведения об Александре Невском и его образ в «Житии...»; стратегия и тактика М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года и басня И.А. Крылова «Обоз»).
Можно сделать акцент на выявление политических и эстетических взглядов писателя на историю и человека, историю и общество. Для этого выберем повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» или басню И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя».
Сочинение должно последовательно и логично ответить вопросы:
- Какова причина обращения писателя (или народа в фольклорных произведениях) к истории, к историческим персонажам?
- Как изображается в произведении человек, исторические события?
- Каково отношение автора к изображаемому?
2. Составление плана. Записи в тетрадях.
1) Введение. Тесная связь литературы и истории. Обоснование выбора произведения.
2) Основная часть.
- С какой целью написано произведение?
- Какие исторические события, герои волнуют автора?
- Как влияет выбор жанра на изображение героев и событий?
- Какие черты героев выделяет автор?
- Каково авторское отношение к героям и событиям?
- Какие художественные приемы помогают созданию образов и выявляют авторскую позицию?
3) Заключение.
- Каково ваше отношение к героям и событиям произведения?
IV. Устные выступления учеников по теме сочинения
V. Написание черновиков сочинения
Домашнее задание
Написать сочинение.