Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 11. Развитие речи. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века

Цели: повторение и обобщение изученного; обучение сочинению; развитие устной и письменной речи учеников.

Методические приемы: объяснения учителя, выступления учеников, составление плана.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть басен.

2. Инсценированное чтение басен.

3. Представление иллюстраций к басням.

II. Повторение и обобщение изученного. Беседа по вопросам

- Какое отражение в фольклоре (народных песнях, преданиях, частушках) нашла история народа, его жизнь?

- В чем отличие отражения истории и исторических персонажей в преданиях и исторических песнях?

- Каковы особенности изображения исторической личности в житийной литературе? (На примере «Жития... князя Александра Невского».)

- Каким образом демократическая литература отражала проблемы народа? (На примере повести «Шемякин суд».)

- Какова историческая основа повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»?

- В чем особенности изображения истории и жизни народа в повести «Наталья, боярская дочь»?

- Какие взгляды И.А. Крылова на историю, на роль власти и народа в истории нашли отражение в басне «Лягушки, просящие царя»?

- Какие исторические события положены в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?

III. Обучение написанию сочинения

1. Пояснения к формулировке темы сочинения.

Тема сочинения «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века» предполагает прежде всего осознание тесной связи литературы и истории, начиная с фольклорных произведений, в которых отразилось народное понимание истории, народное отношение к историческим персонажам.

Во-вторых, необходимо сделать выбор, остановиться на одном- двух произведениях, на материале которых будет раскрыта тема. Можно сопоставить различные жанры, например, предания о Пугачеве и исторические песни о нем.

Другой путь - сопоставление исторической основы произведения с ее литературным осмыслением, воплощением (например, исторические сведения об Александре Невском и его образ в «Житии...»; стратегия и тактика М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 года и басня И.А. Крылова «Обоз»).

Можно сделать акцент на выявление политических и эстетических взглядов писателя на историю и человека, историю и общество. Для этого выберем повесть Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» или басню И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя».

Сочинение должно последовательно и логично ответить вопросы:

- Какова причина обращения писателя (или народа в фольклорных произведениях) к истории, к историческим персонажам?

- Как изображается в произведении человек, исторические события?

- Каково отношение автора к изображаемому?

2. Составление плана. Записи в тетрадях.

1) Введение. Тесная связь литературы и истории. Обоснование выбора произведения.

2) Основная часть.

- С какой целью написано произведение?

- Какие исторические события, герои волнуют автора?

- Как влияет выбор жанра на изображение героев и событий?

- Какие черты героев выделяет автор?

- Каково авторское отношение к героям и событиям?

- Какие художественные приемы помогают созданию образов и выявляют авторскую позицию?

3) Заключение.

- Каково ваше отношение к героям и событиям произведения?

IV. Устные выступления учеников по теме сочинения

V. Написание черновиков сочинения

Домашнее задание

Написать сочинение.