Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 34. Н.В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма

Цели: кратко ознакомить учеников с особенностями историзма Гоголя, с исторической и фольклорной основой повести «Тарас Бульба»; создать начальное представление об образах повести, их характерах и устремлениях.

Методические приемы: анализ творческих работ, лекция учителя, сообщение ученика, комментированное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя; выставка иллюстраций художников Д.А. Шмаринова и Е.А. Кибрика к повести «Тарас Бульба».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Чтение и анализ творческих работ.

II. Сообщения ученика о биографии Н.В. Гоголя

III. Лекция учителя. Историческая основа повести «Тарас Бульба»

Монгольское нашествие в середине XIII веке привело к окончательному распаду старой Киевской Руси. Земли на востоке (будущая Великороссия) оказались под игом ордынских ханов; позднее здесь вокруг Москвы возникло новое русское государство. Земли на западе оказались под властью литовских князей, а частично вошли в состав Польского королевства. В 1569 году Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитую. При этом южные земли Литовского княжества перешли в состав Польши. Это была будущая Украина. Древнерусские земли, оставшиеся в составе литовского княжества, - это теперешняя Белоруссия.

Поляки и литовцы по вероисповеданию были католиками, и официальной религией в польско-литовском государстве был католицизм. Но большая часть населения Белоруссии и Украины оставалась православной. Кроме того, со временем многие польские дворяне (по-польски их называли шляхтичами, и это слово прижилось на Украине и в Белоруссии) обзавелись на Украине земельными владениями, и множество украинских крестьян превратилось в их крепостных. Многие украинские и белорусские шляхтичи принимали католичество и воспринимали польский язык и культуру.

В 1596 году в городе Бресте-Литовском была заключена уния (то есть объединение) православной и католической церкви, согласно которой православное население Речи Посполитой должно было признать верховную власть римского папы. Однако значительная часть украинского населения пойти на это не захотела. Начались преследования тех, кто отказывался признать унию. Таким образом, к концу XVI веке масса украинского населения стала воспринимать польскую католическую шляхту в качестве своего главного врага. На Украине одно за другим стали вспыхивать восстания. Главной силой в них были украинские казаки.

Казаками называли тогда вольных людей, живших в степи и не подчинявшихся государству и его законам. Нередко казаками становились беглые крепостные. Одни казаки жили по южным границам московского государства (на реках Дон и Яик), другие селились на южных границах тогдашней Польши (на реке Днепр). Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась она так потому, что располагалась за труднопроходимыми днепровскими порогами и была окружена засеками (укреплениями из поваленных деревьев). Здесь сложилась своеобразная «казацкая республика». Казаки сами выбирали и сами снимали своих атаманов, не признавали распоряжений польского короля и самостоятельно совершали походы против крымских татар и Турции, возвращая на родину захваченных крымчаками пленных и привозя богатую добычу. Женщин в Сечь не пускали.

Отношение польского правительства к казакам было двойственным. В случае войны оно было не прочь использовать прекрасную казацкую пехоту (запорожцы того времени сражались обычно в пешем, а не в конном строю), но в период мира опасалось самостоятельных действий казаков, которые могли спровоцировать ненужную войну с турками, - и вообще смотрело на них как на опасных смутьянов, в любое время готовых обратить оружие против Речи Посполитой.

Таков краткий исторический комментарий. Второй важный вопрос: как и для чего использовал Гоголь в своей повести реальные исторические события.

Н.В. Гоголь намеренно отнес действие «Тараса Бульбы» к XV столетию. Но происходить подобные события должны были или в конце XVI или в первой половине XVII в. Именно тогда войны против польского государства стали привычным занятием для запорожских казаков, к которым присоединялось множество крестьян, также желавших пожить вольной казацкой жизнью. Казаки считали себя защитниками христианской веры и православной церкви, что, конечно, не мешало им во время войн с поляками заниматься грабежом и совершать жестокие убийства. Их противники, впрочем, гуманностью тоже не отличались, что вполне было в духе того сурового времени. Гоголь не стал излишне приукрашивать своих героев, скрывая их зачастую свирепые дела, но в то же время он воспел их как бесстрашных защитников своей родины и своей веры.

Гоголевские казаки называют себя русскими, сражаются за Русь - и это не фантазия автора, потому что в то время (и даже во времена Гоголя) украинцы чаще называли себя «русскими». «Русскими» они называли также свой язык и свою веру. Это не удивительно, так как понятие «Русь» связано с украинскими землями в не меньшей степени, чем с территорией нынешней России. Именно украинские земли были ядром Киевской Руси, и предания об этом сохранились в исторической памяти всех восточнославянских народов. Сам Гоголь был украинцем и горячим патриотом своей родины (в то время она именовалась Малороссия), что совсем не мешало ему считать себя русским и стать русским (но в то же время и украинским) писателем.

Повесть написана в 1835 году. Это был особый и довольно сложный период в польско-русских отношениях. К тому времени положение дел коренным образом изменилось. В результате казацких восстаний в середине XVII в. и разделов Польши в конце XVIII столетия белорусские и большая часть украинских земель вошли в состав русского государства, а позднее там же оказалась и значительная часть польских земель - и в положении угнетенного народа оказались сами поляки. В 1830 году, они восстали, стремясь отвоевать независимость. Русское общество отнеслось к повстанцам враждебно, рассматривая их как бунтовщиков и подозревая в желании отобрать у России Украину и Белоруссию. Среди осудивших восстание были Пушкин, Гоголь и многие другие деятели культуры. Появилось множество сочинений, в которых поляки и католики представали в зловещем или смешном виде, как извечные враги всего русского. Повесть Гоголя, казалось бы, входила в их число. Но почти все эти произведения теперь забыты, а повесть «Тарас Бульба» стала одним из классических произведений русской литературы. Гениальный и искренний писатель создал нечто гораздо большее, чем очередное «патриотическое» произведение антипольской направленности. Более того, Гоголь показал и то, что польское господство на западнорусских землях основывалось не только на грубой силе, но и на притягательности польской (то есть западной) культуры для многих представителей тогдашнего западнорусского общества. Пример того - трагическая судьба Андрия.

IV. Работа над I главой повести «Тарас Бульба»

Примечание: Работу над повестью можно сопровождать следующими диапозитивами:

1. «Казаки в степи». С картины С. Васильковского.

2. «В запорожской Сечи». С картины Е. Кибрика.

3. «Выборы нового кошевого». С картины А. Кившенко.

4. «Поход на поляков». С рисунка М. Дерегуса.

5. «Первый бой по Дубно». С рисунка М. Дерегуса.

6. «Смерть храбрых». С рисунка Е. Кибрика.

По ходу демонстрации диапозитивов необходимо вместе с учащимися внимательно рассматривать картину, учить ребят оценивать отдельные детали. Учитель должен подсказать учащимся смысловой центр картины и определить роль художественной детали.

Например: в центре картины С. Васильковского изображена группа конных казаков, пристально вглядывающихся в бесконечную степь. По-иному выглядят казаки, следующие за ведущей группой: в их позах, движении нет напряжённости, они чувствуют себя вольготнее, свободнее. Отряд казаков выписан на среднем плане. Крупных фигур нет. Такое построение картины не случайно: фигуры людей даны на фоне бескрайней степи, они занимают только центр картины, на переднем плане, слева и справа - степь. Глаза зрителя, описав круговое движение, возвращаются вновь к центру - к передовой группе казаков.

Вопросы к I главе. Опираемся на вопросы учебника (с. 226-227).

Дополнительные вопросы и комментарии:

- Найдите в первой главе повести черты исторического времени, воссозданного автором на основе документальных источников. (Читаем отрывок со слов «...тяжёлый 15 век на кочующем углу России...» до слов «Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».)

- Какую лексику использует автор для того, чтобы передать атмосферу времени и обстановки, определяющих судьбу русских людей? (Используются глагольные ряды: была опустошена, выжжена, объялся пламенем и т. д.; эпитеты: первобытная Россия, неукротимая, широкая и т. д.)

Обратите внимание на незнакомые слова, определите их значение: уния, рада, магнат, шляхта, сенат, хорунжий, латник, курень, кошевой атаман, есаул, жупан, свита, казакин и т. д.

- Почему, на ваш взгляд, автор допускает распространённое отвлечение на историческую тему? (Для писателя важно подчеркнуть, что борьба казачества ведётся за национальную независимость, за утверждение православной церкви, портив того, чтобы уводились в плен и продавались в рабство мужчины, женщины, дети.)

- Есть ли сходство между Тарасом Бульбой и героями былин? В чем оно проявляется? В чем вы видите различие?

- Найдите в тексте фрагменты, где Тарас и другие запорожцы рисуются как былинные богатыри, где подчеркивается их историческая принадлежность своему времени и месту.

- В каких эпизодах вы обнаружили прием гиперболы?

- Почему характеристика Тараса возникает на фоне образа «бедной старушки»? Какие качества героя подчеркивает автор?

- Почему в описании Тараса Бульбы автор столь подробно рассказывает о причинах, породивших такую натуру?

- Как в авторской характеристике сочетаются черты личностные, национальные и исторические?

Примечание. Подчеркнем, что Гоголь считает казачество скорее выражением «русского духа» (способность к крайним проявлениям - от «мирного» до «разгульного»), нежели историческим или национальным слоем.

Домашнее задание

1. Прочитать II, III, главы повести «Тарас Бульба».

2. Ответить на вопросы учебника (с. 238, 242-243).

3. Индивидуальное задание: подготовить рассказ о картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Дополнительный материал

«Детские годы писателя. Учёба в Нежинской гимназии»

Род Гоголей по отцу ведёт начало от знатных украинских и польских фамилий, прославившихся на Украине в XVII и XVIII веках. Дед Гоголя, Афанасий Демьянович Гоголь-Яновский, был сыном священника. Он окончил духовную академию в Киеве и знал пять языков. В 1776 году женился на дочери богатого украинского военного, Татьяне Лизогуб, которую увёз против воли родителей. Василий Афанасьевич Гоголь (отец будущего писателя) окончил семинарию в Полтаве.

20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии родился будущий писатель, названный Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.

В родном имении отца - селе Васильевка Гоголь жил до 1818 года. Родители Гоголя считались помещиками средней руки и имели 1000 десятин земли и 400 душ крепостных крестьян. Благодаря их усилиям в Васильевке была построена церковь.

Пяти лет от роду Гоголь вздумал писать стихи.

1820-1828 гг. Г оголь учился в Нежинской гимназии Высших наук князя Безбородко. Гоголь учился плохо, особенно не успевал по языкам. Ему приходилось оставаться на каникулы в Нежине, чтоб догнать своих товарищей. Главные интересы Гоголя в то время - чтение, рисование и театр.

К кругу его чтения этого периода можно отнести, с одной стороны, немецких романтиков (Шиллер, Гёте, Гофман, с другой - Шекспир, Мольер, Вальтер Скотт, с третьей - новейшая русская литература: Державин, Карамзин, Крылов, Фонвизин, Жуковский, Пушкин.

В гимназии Гоголь завел «Книгу всякой всячины, или подручную энциклопедию», куда заносил свои выписки из истории, рисунки, описание обычаев малороссиян, их пословиц и поговорок, список малороссийских имён, которые потом пригодились ему в его сочинениях.

На театральной сцене Гоголь играл как возвышенно-трагические (в трагедии В. Озерова «Эдип в Афинах»), так и комические роли (госпожа Простакова из комедии Фонвизина «Недоросль»). В трагических ролях он проваливался, в комических - покорял публику.

В рукописных журналах гимназии появлялись первые литературные опыты Гоголя - все, как он писал позже, «в серьёзном роде». В подражание Шиллеру написана трагедия «Разбойники» и историческая повесть. Но и трагедия, и повесть, не получив одобрения со стороны однокашников Гоголя, были брошены в печь.

Из других сочинений этих лет известны (только по названиям) стихотворения «Непогода», баллада в стихах «Две рыбки», повесть «Братья Твердиславичи», поэма «Россия под игом татар», сатира «Нечто о Нежине, или дуракам закон не писан». В последней выведены «отцы города», в котором учился Гоголь.

В 1828 году, 27 июля, Гоголь признан окончившим гимназию (с правом на чин 1 класса).

«Увлечение Н.В. Гоголя историей»

Повесть «Тарас Бульба» - результат серьезного увлечения Н.В. Гоголя историей. Увлечение исторической наукой началось ещё в Нежинской гимназии (1820—1828), потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырёх лет. В начале 30-х гг. он был адъюнкт-профессором в Петербургском университете.

В конце 1833 года у Гоголя возникает мысль о профессорской кафедре в «древнем и прекрасном Киеве», в котором «деялись дела старины нашей». Гоголь задумывает многотомную историю и географию Украины, делает наброски, собирает материалы к этому труду и одновременно начинает хлопоты о своём назначении в Киев, подключая к ним А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и других влиятельных людей. Но кандидатура Гоголя не встретила одобрения в Министерстве народного просвещения, и назначение не состоялось.

В 1834-1835 годах писатель читает лекции по средневековой истории в Петербургском университете. Среди его слушателей-студентов оказывается И.С. Тургенев. Одновременно возникают замыслы создания многотомного труда по истории средневековья, пишутся отдельные статьи, собираются материалы. Первые лекции, прочитанные в университете, покоряют слушателей образной живописностью в передаче исторического материала. Но потом писатель к академической науке охладевает. Гоголь убеждается, что его художественный талант не вполне укладывается в сухой мир официальной исторической науки. Он воспринимает историю не в отвлечённых формулах, а в живых картинах. Он понимает, что его призвание - быть художником-историком.

Занятия историей шли параллельно возникновению художественных замыслов. В 1835 году он написал первый вариант «Тараса Бульбы», вошедший в сборник «Миргород» вместе с другими повестями. Во второй редакции повести (1842 год) значительно больше сцен, изображающих жизнь Запорожской Сечи, батальных сцен. Например, описание боя под Дубно во второй редакции составило 14 страниц (ср. в первой редакции было 14 строк). Во второй редакции писателем активно использовались исторические летописные источники. В окончательном варианте повести Гоголь подчеркнул мысль о единстве русского и украинского народов.

«Тарас Бульба» - первая в истории русской литературы национальная эпопея, предвосхитившая вместе с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина будущие эпические картины «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «Тихого Дона» М.А. Шолохова.