Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. Егорова Н.В.

Урок 35. Система образов повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Цели: выявить систему образов повести; совершенствовать умения и навыки сравнительной характеристики героев.

Методические приемы: викторина, сообщение ученика, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, картина И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; иллюстрации Д.А. Шмаринова и Е.А. Кибрика к повести.

Ход урока

I. Проверка знания текста. Викторина

1. Восстановить отрывок из текста повести (можно предложить отрывки для индивидуальной работы).

пА поворотись-ка, ...! Экий ты ... какой! Что это на вас за ... подрясники? И эдак все ходят в академии? - Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только слезли с коней. Это были два ... молодца, ещё смотревшие ..., как недавно выпущенные семинаристы. ... здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась... Они были очень смущены таким приёмом отца и стояли..., потупив глаза в землю.

- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, какие же длинные на вас ...! Экие ...! Таких ... ещё и на свете не было. А побеги который из вас! Я посмотрю, не шлёпнется ли он на землю, запутавшись в полы».

2. Ответить на вопросы по тексту.

- Как называется длиннополая одежда вроде монашеской, в которую были одеты бурсаки и над которой потешался Тарас Бульба? (Свитка.)

- Цветная тестообразная масса, которой всё было «вымазано» внутри украинской хаты Тараса. (Гчина.)

- Как называется скрытое место, где должен был располагаться полк Тараса в предстоящем сражении? (Засада.)

- Вставьте пропущенное слово: «Это всё ..., чем набивают головы ваши; и академия, и все те книжки, буквари и философия». (Дрянь.)

- «Андрий ответил: «Нет у меня никого! Никого, никого! ... моя - ты». (Отчизна.)

- Вечная битва, которой была закалена «толпа, известная под именем запорожского войска». (Брань.)

- Как назывался шест, приводящий в движение челны с казаками по Днестру? (Весло.)

- Название хищной птицы, с которой автор сравнивает Остапа, налетевшего на хорунжего? (Ястреб.)

- Как называются стальные дужки на сапогах всадника? (Шпоры.)

- Дикая птица, упоминаемая среди многочисленных обитателей степной фауны. (Куропатка.)

- Как называется денежный сбор с каждого дома, за несправедливое увеличение которого Тарас со своими казаками производил расправу над арендаторами. (Пошлина.)

- Наклонности какого военачальника были заметны в движениях Остапа? (Вождя.)

- Игра, в которой играющие казаки прыгали через своих партнёров (во время осады города). (Чехарда.)

- Как Бульба обыкновенно называл свою жену? (Стара.)

- Монах низшего ранга, с которым Тарас сравнил сыновей, впавших в задумчивость. (Чернец.)

- Как называет автор Сечь, «откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы»? (Гнездо.)

3. Какие пословицы и поговорки о казаках вы знаете? (Кровь казачья не водица. Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи. Казак без коня - сирота. И шашечка остра, а дух - сильнее. С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче. Казака даже чёрт боится. Казака в степи только пуля догонит. Нет уз святее товарищества.)

4. Отгадайте казацкие загадки.

- Крепка, звонка да отточена, кто поцелует, тот и с ног долой. (Сабля.)

- Летит птица крылата, без глаз, без крыл. Сама свистит, сама бьёт. (Стрела.)

- Мал мужичок - костяная ручка. (Нож.)

- На чужой спине едет, свой груз везёт. (Седло.)

- Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на коне.)

- Погоны жёлтые, шашки острые, тени длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (Казаки.)

И. Слово учителя

Чтобы понять особенности казачьей жизни, необходимо представить тех людей, о которых идёт речь. В этом нам поможет картина известного русского художника И.Е. Репина. Эта картина близка повести Н.В. Гоголя. Не являясь иллюстрацией, она в то же время помогает увидеть героев повести.

III. Рассказ ученика о картине И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

В 1888 году художник И. Репин приехал в Екатеринодар, чтобы сделать наброски для своей будущей картины. В станице Пашковской в это время проживали казаки-пластуны. Здесь художник написал этюды и наброски казаков Д.М. Онищенко, М. Семека и др.

Исторический эпизод передан в жанровой сцене. В ответ на предложение турецкого султана Магомета вольному казачеству прекратить сопротивление и перейти к нему на службу запорожцы пишут письмо восточному владыке, полные гнева, презрения, насмешки. «Не годен ты будешь сынов крестьянских под собой иметь; твоего войска мы не боимся, землёю и водою будем биться с тобой...», - писали казаки султану, зная, что юмор может сразить, как сабля.

На переднем плане изображена оживлённая группа казаков, в свободных позах сидящих за столом, воодушевлённо и шумно обсуждающих текст письма. Сидящий в центре атаман Серко чуть иронически усмехается, зажав зубами любимую трубку. Запрокинув назад голову, неудержимо, раскатисто, во всё горло хохочет пожилой казак. В неистовом порыве смеха чуть не падает казак, сидящий на переднем плане. В глубине видна сплошная масса запорожского войска. Казачьи пики упираются чуть ли ни в небо; плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят могучие казаки.

Центральный герой картины - кошевой атаман Иван Серко. Всё в фигуре атамана говорит о его силе и властности. Именно такой человек мог разгуливать на «чайках» по Чёрному морю и совершать смелые походы в Крым. Следя за движением руки казака с поднятой рукой, мы можем увидеть дым костров, копья, головы запорожцев. Всё огромное пространство занято людьми, собравшимися сюда для защиты родной земли от опасных южных соседей.

В центре картины - небольшая группа смеющихся казаков. У них мужественные, обветренные лица. Таким людям не страшен противник.

Картина Репина создаёт яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях, о которых Репин писал: «...и вот эта гордость удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием...»

IV. Элементы характеристики героев (беседа по вопросам)

- В каких эпизодах I и II главы наиболее полно раскрывается характер Тараса Бульбы? (Например: «Тарас был из числа коренных старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги,..» Тарас принадлежал к числу казаков, проводивших большую часть жизни в Запорожской Сечи. Он не перенимал, как многие из его соседей и старых товарищей, польских обычаев, считая себя защитником православия и «предковских законов», «он любил простую жизнь казаков».)

- Почему после долгой разлуки отец предлагает сыновьям биться на кулачки, а на следующий день увозит в Запорожскую Сечь? (Тарас Бульба, как и его товарищи, смысл жизни видел в борьбе за независимость родины, поэтому пренебрежительно относился к оседлой домашней жизни и ко всем занятиям, не имеющим отношения к военной службе. Всё, что у него было дорогого, он отдаёт, не колеблясь, общему делу. Решение Тараса немедленно везти сыновей в Запорожскую Сечь вызвано не только упрямством и горячностью, но и твёрдой убеждённостью, что лишь в Запорожье настоящая воинская школа и наука, только там можно стать рыцарем, настоящим воином.)

- Что такое «бурса»? (В старое время: духовное училище с общежитием.)

- Почему Гоголь так подробно рассказывает об этом периоде в жизни героев?

- Какие эпизоды из бурсацких лет отбирает писатель? Почему?

- Как характеризует автор Остапа и Андрия в их бурсацкой жизни? (В авторской характеристике Остапа подчеркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», «никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей». Прямодушию Остапа противопоставляется «изобретательный ум» Андрия, с помощью которого он «умел увертываться от наказания». В этой характеристике - первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.

Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрии, кроме мужества и смелости, подчеркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитые чувства, воображение. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой».)

- Можно ли считать образ матери Остапа и Андрия важным в композиции произведения? Какую роль он играет? (подтвердить примерами из текста).

Домашнее задание

1. Подготовить материалы к характеристике героев повести (Тарас Бульба, Остап, Андрий и другие казаки).

2. Сопоставить характеры Остапа и Андрия (по вариантам).

3. Подготовить рассказ о Запорожской Сечи.

4. Подготовить устный рассказ «Запорожцы в бою» по плану:

а) Запорожцы готовятся к бою.

б) Польские витязи и запорожцы.

в) Подвиги запорожцев в первом сражении под Дубно (Куку- бенко, Остап Бульба).

г) Остап - куренной атаман.